4187

Латиф Казбеков, художник: Я по жизни - разгильдяй

Латиф КАЗБЕКОВ (слева) и Алексей ТАЛАЩУК.

В Музее искусств им. А. Кастеева случилось особое событие: открылась уникальная выставка двух известных питерских художников - Алексея ТАЛАЩУКА и Латифа КАЗБЕКОВА. Последний родился и долгое время жил в Казахстане. На суд зрителей авторы представили работы, выполненные в самых разных техниках.

Давно на открытии экспозиций не наблюдалось столько народу.
Конечно же, особый интерес у публики вызвало творчество Латифа. Как-никак, он начинал свой путь художника в Алматы.
- У меня было около 400 выставок в разных странах мира, а вот в Казахстане это первая экспозиция, -
признался он. - Так сложилось, наверное, потому что я не люблю просить. Я рад, что теперь земляки могут посмотреть мои работы во­очию.
- Давно не были на родине?
- До 2006 года, пока была жива мама, я каждый год обязательно приезжал. За последние восемь лет пару раз был.
- Какие места в Алматы для вас особенно памятны?
- Тещин язык, потому что там мы с пацанами часто дрались, и парк Горького, куда мы ходили на танцы.
- У вас много картин, посвященных деревьям. Откуда такая тяга к этой теме?
- В моем творчестве деревья - это люди и их характеры. Я не работаю с натурой и не пользуюсь подсобными материалами. Например, у меня есть работа “За забором” - так вот, я нашел кусочек доски, который навеял мне этот сюжет. В основе пейзажей пытаюсь передать разнообразие человеческих проявлений и настроений. Как-то вышел из метро и увидел толпу людей, где нет ни образов, не характеров. Эдакая каша безликая. Так по­явилась работа “Столпотворение”. Я никогда не придумываю сюжет картин заранее - все зависит от настроения, структуры бумаги.
- В ваших сюжетах есть некая незаконченность. Вы специально это делаете?
- Не люблю ставить точку в своих картинах, потому что нужно давать людям повод о чем-то задуматься.
- Вы работаете в уникальной авторской технике - литье бумаги. Запатентован ли этот метод вами? Творит ли еще кто-то из художников в этом же направлении?
- Наверное, следовало бы запатентовать, но я по жизни разгильдяй, поэтому времени не нашлось. На самом деле бумагу льют уже три тысячи лет, но я изобрел собственный метод. Я многим показываю, как это делается, и многие пытаются работать в моей технике, но у них, как ни странно, не получается. У меня есть один секрет. Очень трудно соединить слои бумаги, потому что они в процессе высыхания начинают скручиваться. Методом проб и ошибок я нашел такое средство, которое позволяет лепить бумагу безклеевым способом. Я занимаюсь различными формами изо­бразительного искусства, поэтому и работы у меня очень разные, и книги, которые я иллюстрирую, ни одна не сделана в одинаковой технике.
Поэтические пейзажи, мистические животные и абстрактные фигуры обоих авторов создали в выставочных залах музея особую атмосферу.
Алексей Талащук представил на выставке произведения, которые словно соединяют прошлое и будущее, классику и модерн, статику и динамику. Он один из немногих художников, которые обладают редким даром за внешней оболочкой, за видимостью события увидеть скрытую сущность явления. Сюжеты его картин самые разные: религиозные праздники, путники, девушка у окна, застывшая в ожидании чуда, сияние луны, которые волей мастера обрели невиданную форму знаков и символов.
- Я работаю во всех жанрах и техниках живописи, занимаюсь художественной эмалью, графикой, акварелью, монументальной рос­писью, - рассказывает Алексей. -  Считаю, что творческий процесс нельзя держать в каких-то рамках. Когда я учился в художественном училище, то у меня не получалась акварель. И лет через тридцать я решил попробовать вновь освоить эту технику. Когда стал заниматься, то открыл для себя новую форму этого материала и новые возможности для творчества. То же самое с эмалью. Порой, смотришь, после обжига получается совсем другой сюжет, чем ты задумывал, но в то же время это дает тебе новые грани творческой фантазии.
- Как рождаются образы будущих картин?
- По-разному. Я всегда сначала записываю возникшую идею, а потом начинаю реализовывать ее на холсте.
- Вы знакомы с творчеством казахстанских художников?
- Конечно. В вашем музее мы увидели работы тех, с кем учились, - кто-то стал классиком, кого-то уже нет в живых. Некоторые фрагменты эпохи объединяют всех художников из стран СНГ, потому что мы формировались одной и той же информационной, творческой и философской средой.
Выставка продлится до 28 ноября.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее