2354

Анар КАСЫМОВА: Все музыканты - мистики

Завтра в Карнеги-холле будет звучать сюита на темы Абая в исполнении казахстанских музыкантов под управлением Марата БИСЕНГАЛИЕВА. В стройный ансамбль классических инструментов внесет свою лепту и Анар КАСЫМОВА (на снимке), солирующая на сазсырнае. 

Девушка уже принимала участие в записи нескольких дисков маэстро и очень гордится тем, что Бисенгалиев выбрал именно ее. Еще больше Анар радуется тому, что сбывается детская мечта и древние инструменты с ее помощью звучат на большой сцене.
Наверное, это можно пафосно назвать предназначением - Анар не из музыкальной семьи, обычная городская девочка, но с пяти лет она точно знала, что хочет играть на народных инструментах. Мама послушалась кроху и привела ее в музыкальную школу, где девочке предложили играть на фортепиано. Но Анар стояла на своем. Тогда ей предложили послушать кобыз, завели в класс, где шли занятия, и она влюбилась в этот инструмент. Уже когда поступила в консерваторию, народная музыка стала переживать волну популярности: сразу несколько исполнителей осовременили репертуар и звучание традиционных инструментов, заменили чапаны на стильные костюмы.
- К тому моменту мне было ужасно обидно, что кобыз ассоциируется с чем-то занудным и древним, и вообще молодые люди лучше знают европейские классические инструменты, чем народные, - рассказывает Анар. - Поэтому я и начала экспериментировать, хотелось так подать музыку, чтобы она стала популярной. Не вижу ничего страшного, когда этника смешивается с самыми современными стилями. Ну, действительно, если мы выйдем и станем играть абсолютно аутентичную музыку, публика, по крайней мере большая ее часть, просто впадет в сонное состояние…
Так появилась эстрадная фольк­лорная группа: девушки играли на кобызах стоя, что было непривычно, легко исполняли как казахскую этническую музыку, так и композиции других народов. Естественно, как и все народники, параллельно осваивали и другие инструменты - сазсырнай, шанкобыз… А потом Анар вышла замуж и родила ребенка.
- Как и многие женщины, я в этот момент переосмыслила свою жизнь. Наверное, ко многим с возрастом приходит желание прикос­нуться к чему-то древнему, истинному. Это не дань моде, не хобби, не коммерческий ход, а настоящая потребность. То, что в молодости кажется совсем не крутым и скучным, вдруг раскрывается в ином значении. Тогда-то я и заинтересовалась горловым пением.
Эта древняя техника практиковалась тюрками, она присутствует в шаманских практиках, окружена множеством мифов и долгое время была изрядно подзабыта.
- Первым, кто доказал, что горловое пение существовало в Казах­стане, был фольклорист и музыкант Едиль ХУСАИНОВ. А обучает меня Абзал АРЫКБАЕВ из группы “Туран”. Так получилось, что я на данный момент единственная женщина в Казахстане, владеющая такой техникой, - говорит Анар.
Считается, что мощная вибрация и давление, которые испытывает исполнитель, негативно отражаются на женском здоровье. Но Анар относится к этому спокойно.
- Я думаю, в каждой профессии существуют какие-то риски, - говорит она. - Есть они и у музыкантов, хотя принято считать их какими-то белоручками. У нас тоже есть и травмы, и мозоли, и больные мышцы. А вот для мужчин горловое пение крайне полезно. Оно до старости помогает сохранять мужскую силу. Дочка поначалу боялась, просила так страшно не петь, а сейчас уже привыкла, даже сама понемногу экспериментирует.
- Странно, что мужчины допустили вас к этому мистическому жанру…
- В любом деле мужчины достигают большего, чем мы, потому что умеют сконцентрироваться на цели. Но женское горловое пение всегда присутствовало у тенгрианцев и шаманов. Что касается мистики, женщина по природе более интуитивна, сильнее чувствует связь со стихиями. Мужчина же приходит к этому долгим сознательным путем. Да и вообще все музыканты - мистики: мы знаем, что нельзя давать никому свой инструмент, что он обижается, если какое-то время не играть на нем, и так далее.
- А какой инструмент вы бы посоветовали освоить простому смертному, чтобы почувствовать магию древности?
- В этом плане самый замечательный - шанкобыз. Не нужно особых способностей, чтобы играть на нем, поскольку шанкобыз практически не интонирует. Но достаточно его звука, чтобы испытать состояние, близкое к трансу. Кроме того, он тоже создает вибрацию, с помощью которой лечат головные боли и внутричерепное давление. Сейчас многие люди хотят освоить старинные инструменты, интересуются этникой, и я этому очень рада.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее