7061

Чтобы узнать историю Егора РЕДЬКО (на нижнем снимке), знаменитого селекционера, создателя алматинского апорта, нужно идти не в музеи города, а напрямую к его потомкам, бережно хранящим историю рода. Например, к Надежде ТАЮШЕВОЙ, праправнучке знаменитого верненца.

Как ни странно, в Алматы нет ни бюста, ни улицы, названной в честь агронома Редько, ни даже посвященной ему хотя бы витрины в одном из местных музеев. Архив прапрадеда умещается в небольшой папке, которую бережно хранит Надежда Таюшева. Собирает архив и ее троюродная сестра Галина КРУПА. Всего же количество ныне живущих потомков Егора Редько перевалило за сотню. Практически никто из них не пошел напрямую по стопам Егора. Например, Надежда всю жизнь занималась древесиной, ее применением в мебельном производстве, Галина трудилась ответственным секретарем в газете “Ленинская смена”. Но даже дальних родственников объединяет любовь к земле и обязательный сад на даче или во дворе частного дома.
В 1865 году в город Верный приехала повозка, запряженная быками. На ней прибыло семейство Егора Редько из Острогожского уез­да Воронежской губернии. По дороге жена родила сына. Сам Егор, остановившись по пути в одном из населенных пунктов, наблюдал за борьбой силачей на площади, потом залез на помост и по очереди уложил всех на лопатки. Эту историю до сих пор передают из поколения в поколение, подчеркивая, каким могучим был предок. У себя на родине Егор Редько был известен как увлеченный садовод. Именно поэтому личным приказом императора мещанин и был направлен в Верный, где ему вменялось в обязанность развести в молодом городе сады и помочь кочевому населению освоить тонкости садоводства и огородничества. Что и делал всю жизнь Егор Редько вместе со своими сыновьями. В его ведении находились земли восточнее нынешнего проспекта Достык. Кстати, в народе до сих пор район именуется “компотом” - до переименования улицы здесь назывались Грушевая, Вишневая, Дачная…
- Когда мы были молодыми, - рассказывает На­дежда Матвеевна, - то не особо интересовались далекой историей. Правда, знали, что у нас знаменитый прадед, который многое сделал для того, чтобы город Алматы стал таким, каким он стал. Подрастая, мы стали понимать, что должны историю его жизни донести до своих детей и внуков. Сейчас из всех его потомков я и моя троюродная сестра Галина Крупа обладаем максимальной информацией, собираем все, что связано с нашим дедом.
- Неужели в городе нет ни бюста агронома, ни хотя бы стенда, посвященного ему, в одном из музеев?
- Есть официальный ответ от городских властей, датированный 2009 годом, что на очередном совете будет рассмотрен вопрос установки бюста Егора Редько... Вот и все.
- Обидно?
- Конечно. Этот человек стоит того, чтобы о нем помнили. Он приехал, чтобы сделать этот край таким, какой он есть сейчас, приехал не с винтовкой, а с саженцами...
Три сына Егора вместе с отцом занимались разведением плодовых и овощных культур и снабжали весь регион посадочным материалом. Но не оставили своим многочисленным потомкам ни земельных наделов, ни капиталов, ни хором. Рос­кошный по тем временам особняк в три этажа, в котором проживало большое семейство, сейчас не принадлежит членам семьи. Надежда с Галиной могут посмотреть на него только поверх забора. Дом Редько сохранился до сих пор и находится на бывшей улице Калинина, ныне Кабанбай батыра, чуть дальше Пугасова моста, то есть улицы Калдаякова. Из семейных реликвий были еще грамота, жалованная агроному-подвижнику губернатором города Колпаковским, и золотой крест. Но грамота затерялась или пылится у кого-то из дальних потомков, а крест обменяли на продукты в тяжелое военное время.
Каждый из трех сыновей Егора Редько оставил большое количество детей, например, у Павла их было девять. Одна из них - Наталья - бабушка Надежды Матвеевны. У нее в свою очередь тоже была большая семья из шести детей. Так что сейчас потомки Егора Редько даже не знают досконально всю свою родню. Тем более что с развалом Союза многие семьи уехали в другие страны и города: Барнаул, Переславль-Залесский, Москву, Краснодар, Кемерово, Калининград. Сейчас последняя ныне здравствующая правнучка Егора Редько живет в России. Это Ольга Поспелова 1928 года рож­дения.
- Для меня Казахстан - моя родина, к которой я прикипела сердцем, и большинство моих родных живут здесь, - говорит Надежда Матвеевна. - По стопам прадеда никто у нас в семье не пошел напрямую, но практически все его потомки любят работать на земле, имеют или дачу, или домик с участком. Мой брат Владимир, бывший летчик, у себя на участке в Каменке даже пробовал привить апорт к лимонке. Вообще это наша фамильная черта: принято, чтобы на столе были свои огурчики-помидорчики. Но настоящего апорта ни у кого в саду не сохранилось… Несколько лет назад приезжал корреспондент из Бельгии, и мы объездили всю родню в Алматинской области, пока не нашли на одном из участков легендарное дерево. Тогда гость рассказал нам, что Казахстану выделяется 500 тысяч долларов на разведение апорта.
Вырождение знаменитой яблони На­дежда Матвеевна связывает и с ухудшающейся экологией. Показывает старые семейные фото, на которых обязательный фон - буйная растительность: что в городе, что за его пределами. Ужасается тому, как сейчас в Алматы истребляют деревья. Сильнее яблонь прапрадед любил разве что детишек. Это еще одна легенда, которая передается из поколения в поколение: садовод всегда ходил в фартуке с двумя карманами, в которых обязательно были конфеты для детей.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть