2249

Артур АРДАВИЧУС, автогонщик: Соперник просил уступить

Автогонщики уважительно называют его бесстрашным казахом. Он заточен на победу, но есть для него вещи поважнее, чем пьедестал “Дакара”...

У Артура интернациональная семья: мама - казашка, папа - литовец. В детстве он занимался картингом и дзюдо, а мама хотела, чтобы он играл на скрипке. Но ему нравилось конструировать, моделировать, создавать какие-то самоходные средства.
- Вся моя жизнь связана с машинами, - улыбается он. - Не представляю себя без гонок и скорости. Я мечтал попасть на “Дакар” с того момента, когда узнал об этих соревнованиях. Первое ралли, где мы должны были участвовать с Денисом БЕРЕЗОВСКИМ на внедорожнике в 2008 году, отменили из-за террористический угрозы. Когда эту новость объявили, более двух тысяч мужчин плакали.
“Дакар” называют олимпиадой автоспорта. Это в самом деле гонка на выживание. В течение 8-10 часов гонщики полностью затянуты в креслах автомобиля и не отвлекаются ни на что, даже на естественные нужды. Температура воздуха в кабине порой достигает 50 градусов, а пить нельзя, чтобы не тратить время на туалет.
- В день спортсмены теряют до шести килограммов, - продолжает пилот. - Но никто даже не думает об этом. Все наши мысли о трассе и машине, потому что главная задача - финишировать. Нужно быть готовым к любым ситуациям.
На одном из этапов на подъеме перед КамАЗом Ардавичуса шел мотоциклист. Когда грузовик вылетел с пригорка, оказалось, что гонщик на байке - прямо под ним. За сотые доли секунды Артуру надо было выбрать: продолжать гонку и задавить его прямо здесь либо уйти в сторону и потерять много времени. Артур вывернул руль...
- В 2012 году к концу гонки мы шли вплотную за “татрой” чеха Алеша ЛОПРАЙСА. Их машина после неудачного маневра вылетела с трассы и несколько раз перевернулась через нос. Когда мы подбежали к ним, ребята лежали в крови, один был без сознания. Я наклонился к Алешу, он через силу сказал: “Все в порядке, только спина болит”. Позже выяснилось, что в двух местах у него был сломан позвоночник. Машина ужасно пострадала: от удара оторвало колеса вместе с приводами. А у Алеша как раз был день рождения! Мы вызвали вертолет, дождались специальной медицинской помощи и затем продолжили свой путь. Конечно, потеряли время, но человеческая жизнь дороже всего.
“Дакар” ежегодно забирает жизни гонщиков. По мнению специалистов, количество погибших могло бы быть меньше, если бы спортсмены вовремя вызывали помощь. В каждой машине, на каждом мотоцикле есть красная кнопка, нажав которую гонщик сообщает, что он в беде. Но как только он это делает, автоматически выбывает из борьбы. В большинстве случаев участники до последнего тянут, не нажимая красную кнопку.
- “Дакар” - это страсть, болезнь, от которой нет лекарств, - улыбается гонщик. - Две недели участники живут на грани человеческих возможностей, но все равно ежегодно спортсмены снова возвращаются на старт. Мне часто говорят, что я счастливчик, мол, семь лет на ралли и каждый раз жив и здоров. Думаю, в этом заслуга наших родных, которые молятся за нас и ждут домой. На соревнованиях я жесткий пилот, а вот дома расслабляюсь. Люблю попариться в баньке. Недавно вот своими руками построил новую баню и теперь наслаждаюсь отличным паром. Еще занимаюсь гимнастикой цигун, катаюсь на лыжах и хожу с друзьями в горы. Но больше всего обожаю проводить время с семьей и заниматься домашними делами. Жена - мой надежный тыл. У нас трое детей: два сына (10 и 14 лет) и дочка (9 лет). Мальчишки оба гоняют на мотоциклах.
Позади у Ардавичуса семь “Дакаров”, и за столь короткий срок ему удалось доказать, что он серьезный соперник. В 2012 году устроил настоящий фурор, завоевав бронзу. В этом году ему не хватило чуть-чуть, чтобы попасть в топ-10, но даже одиннадцатое место его просили уступить.
- Соперник, который шел на двенадцатом месте, подошел перед последним этапом и попросил уступить ему наше место, - рассказывает Артур. - Он сказал мне, что для него важно быть на одиннадцатой строчке, а для нас и двенадцатая позиция хорошо. Технически, конечно, мы должны были быть между 15-м и 20-м местом, но это теоретически, а на практике наш экипаж всегда ломает все прогнозы. У того, кто шел за нами, и автомобиль был быстрее, и опыта больше, но мы его опережали на шесть минут. На старте он сказал: “Пропусти меня на трассе”. Я ответил, что если он нас догонит, то мы его пропустим. Он рассмеялся и сказал: “О’кей, через три минуты я достану вас”. Но взять ходом он нас так и не смог. На горном серпантине, где нужно беречь тормоза, он так хотел нас достать, что забыл об этом. В итоге мы вышли с серпантина с тормозами, а он спалил свои и в итоге разбил машину. На финише он пожал мне руку и сказал, что я заслуженно обошел его.
Артура не раз приглашали выступать за другие страны, но он отказывается, потому что мечтает поднять на высокий уровень казахстанский автоспорт.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа МАСЛЕННИКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть