29124

Встречайте их по одёжке!

В минувшие выходные в Алматы прошел фестиваль казахской национальной одежды. Гвоздем праздника стало шествие в средневековых костюмах и дефиле в современных нарядах.

На два дня алматинский Арбат стал местом встречи ремесленников не только из Казахстана, но и из Узбекистана и Киргизии. Организаторы приготовили большую праздничную программу с участием танцевальных коллективов, певцов, дизайнеров. Особый интерес вызвали мини-спектакли “қыз ұзату” и “Беташар” театра национальных традиций “Арлан” под руководством Муслима ЖУМАГАЛИЕВА.
В театре “Арлан” есть большая коллекция исторических костюмов народов, населявших территорию современного Казахстана на протяжении 6000 лет. Некоторые из этих нарядов были представлены на фестивале и вызвали большой интерес у зрителей. Женская половина с восхищением смотрела на статных джигитов в кожаных доспехах и лисьих малахаях, а парни не могли оторвать глаз от прекрасных девушек в национальных платьях.
- В последнее время интерес к национальной одежде очень вырос, - говорит дизайнер Татьяна ИДРИСОВА. - Все чаще стали заказывать платья для “қыз ұзату” (проводы невесты), костюмы для тусау кесу (разрезание пут), а также просто национальную одежду для повседневной жизни. По образованию я художник театра и кино. Восемь лет проработала в Казахском государственном театре драмы им. М. Ауэзова, где создавала национальные костюмы для постановок. Но мне не нравилось, что в театре мы делали всегда одинаковый орнамент. Сейчас я использую три своих авторских орнамента: рогатый, цветочный и геометрический, и людям это очень нравится.
Кроме платьев Татьяна создает и головные уборы как для невест, так и для мужчин и детей.
- Саукеле в свадебном наряде невесты имеет особенное значение, так как с этим головным убором связаны некоторые традиции и обряды на қыз ұзату, - продолжает мастер. - Считается, чем выше саукеле на невесте - тем удачнее, счастливее и богаче будет жизнь молодой девушки в семье мужа. Мы разработали новую, более удобную для современной жизни форму свадебного головного убора, и она нашла признание не только у клиентов, но и у других мастеров.
Не меньший интерес у публики вызвали накидки, чапаны и юбки под брендом “7 sisters”.
- Почему семь сестер? - поинтересовалась я у создателя этнической марки Фарзаны ШАРШЕНБИЕВОЙ.
- Потому что нас семь сестер и мы ремесленники в седьмом поколении, - говорит Фарзана. - Правда, живем - одна в Ташкенте, одна в Алматы, а остальные в Бишкеке, но все занимаемся творчеством. С войлоком и шелком лично я стала работать несколько лет назад. До этого занималась резьбой по дереву. Для своих нарядов использую овечью шерсть особой породы - меринос, которая в сочетании с шелком выглядит очень празднично и красиво.
К слову сказать, творчество “7 sisters” известно и за рубежом. К примеру, работы регулярно принимают участие в благотворительной акции в Лондоне. Сама принцесса Александра носит шарф от сестер.
На празднике можно было не только узнать много интересного об истории национальной одежды, но и примерить и даже купить понравившуюся вещь.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото автора, Алматы

Поделиться
Класснуть