988

Увидеть “Чуму” и... оценить

Фильм “Чума в ауле Каратас” режиссера Адильхана ЕРЖАНОВА (на ниж­нем снимке) покажут на кинофоруме Etrange-Festival (“Странный фестиваль”) в Париже.
По сюжету фильма в аул Каратас приезжает новый аким, который видит, что поселок находится в полном запустении. Жители ходят в масках и исполняют какие-то ритуальные танцы. Вскоре выясняется, что в ауле свирепствует чума и 90 процентов бюджета села уходит на покупку вакцины. При этом главный врач и прежний аким настаивают, что это обычный грипп. Новый глава пытается изменить ситуацию.
- Мне нравится и ирония, и суть Etrange-Festival, благодаря которому зрители имеют возможность смотреть оригинальные и замысловатые фильмы, - считает Адильхан Ержанов. - Учитывая, что сейчас фестивалей в мире больше, чем выпускаемых фильмов, оригинальность концепции кинофорума очень важна. Картина “Чума в ауле Каратас” - это современная сказка о нас. При этом было бы предательством избегать реалий нашего времени. Меня спрашивают, к какому жанру я бы отнес картину. Сложно дать одно определение. Это и сатира, и бурлеск, и гротеск, и карикатурный реализм.
Лента уже завоевала приз в номинации “Лучший азиатский фильм” на кинофестивале в Роттердаме. Кроме того, чешский критик Мартин КУДЛАК включил картину в топ 5 лучших фильмов этого года.
“Чума в ауле Каратас” - это фильм с высочайшей оригинальной кинематографической формой, исполненной одновременно в контексте казахстанской и общечеловеческой культуры. История коррупции, гниения власти, инертности общества преподнесена в абсурдистском ключе. Режиссер создал тотальную универсальную вселенную, нечто между Ионеску, Кафкой и Линчем”, - отметили организаторы фестиваля в Роттердаме при вручении награды режиссеру.
К сожалению, на родине чиновники не любят творчество Адильхана.
Два года назад он снял картину “Хозяева”, которая покорила европейскую публику и с успехом была показана на фестивалях в Каннах, Торонто, Австралии и Южной Корее. Дома же местная власть фильм не поняла и не приняла.
В этот раз Адильхан на­деется на более радушное отношение.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Бориса БАЙКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть