2089

Страшней самоцензуры нет

Художник Мурат ДИЛЬМАНОВ (на снимке) не боится судебных разбирательств и не видит ничего страшного в том, что на него могут подать иск.

Напомним, Мурат - талантливый карикатурист, который стал невероятно популярен после пуб­ликаций своих работ в соцсетях. Один из самых нашумевших его персонажей - это Уятмэн, супергерой, прообразом которого стал Толгат ШОЛТАЕВ, набросивший платок на слишком откровенную, на его взгляд, статую в столице Казахстана. Тогда дело до суда не дошло. А вот исполнитель Кадырали БОЛМАНОВ хочет судиться с автором карикатуры на которой увидел себя. Кстати, фолловеры и френды уже поддержали карикатуриста картинками и фотографиями, пародируя и героев, и саму ситуацию.
- Мурат, а когда вы рисуете, думаете, как защитить себя от судебных исков?
- Во-первых, я не допускаю непосредственных оскорблений, не юморю над религией и внешностью. Например, когда все обсуждали прическу чиновницы одной из силовых структур, я не принимал в этом участия. А в рисунках смысл всегда читается между строк, и то, что видит зритель, не является моим текстом. В этом нам, карикатуристам, легче, чем работающим со словом. К рисунку труднее применить статью.
Из самых свежих героев Мурата - Сауле, тот самый символ EXPO, который тоже вызвал дискуссии в Сети из-за своей неоднозначной внешности. Но Мурат не винит в этом автора. Говорит, что чаще всего символы, которые нас приводят в ужас, создаются в формате тендер-бизнеса, где важнее не результат, а процесс, и художнику достается наименьшая часть от вознаграждения.
Успела полюбиться френдам и Распиля Екиматовна. Последняя должна по замыслу автора стать марионеткой и принять участие в кукольном шоу, идею которого автор давно уже вынашивает. Вот только денег на этот проект у него нет. Ведь творчество в Сети не приносит доходов, и лайки не превращаются в звонкую монету. Зато именно свобода от заказа и работодателя дает возможность высказываться на любую тему. Если, конечно, не будет создан прецедент в отечественной юрис­пруденции, и автор рисунка не поплатится за сатиру…
- У нас совершенно не развит институт сатиры, хотя он должен присутствовать в любом обществе, ведь если мы не можем посмеяться над ситуацией, то очень быстро включается механизм самоцензуры, а это самое страшное.
- Судя по первым неделям наступившего года, героев и поводов для сатиры у вас будет много.
- Я не рад этому и очень устал от негатива! Его не приходится искать: достаточно просмотреть новостную ленту - и становится очень тяжело. Я ведь не просто рисую, а анализирую происходящее, пропускаю через себя, иначе мои работы не цепляли бы зрителя и не имели бы такого резонанса.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото с сайта facebook.com, Алматы

Поделиться
Класснуть