2825

Обыкновенный разврат-с!

Совершенно неожиданный взгляд на классику предлагает зрителю Театр им. Лермонтова. Здесь поставили после нового прочтения спектакль классика “Маскарад”.
К поэту, чьим именем назван театр, здесь относятся с большим почтением, поэтому было опасение увидеть нечто вполне традиционное. Вернее - скучноватое. С чем у нас ассоциируется “Маскарад” Михаила ЛЕРМОНТОВА? Наверняка смутные воспоминания из школьного прошлого: дамы с веерами в масках, браслет и отравленное мороженое. Понятно, что там бушуют еще какие-то страсти, много раз цитированные критиками, но что именно?
Случившаяся премьера точно не для школьников, зато сюжет врезается в память намертво. Потому что он не про дам с веерами, а про сегодняшний день, про людей, которых мы сейчас наблюдаем в реальности. Художники спектакля и режиссер специально выводят происходящее из каких-то временных рамок. И зритель сразу, без прелюдий погружается в пучину страстей и пороков. Это мужской, жесткий, порой даже прямолинейный театр: картежники, похожие на бритоголовых братков, Арбенин не лирик с прошлым, а изрядно потрепанный дядька, умеющий и подставить, и разорить. Звездич тоже без ореола - он легко, не по-гусарски играет честью дамы. Баронесса страдает от похоти к молодому безвольному красавцу. Вообще, все герои одержимы: кто сладострастием, кто игрой, обязательно сплетнями и желчью, даже по отношению к друзьям. И вот при таком восприятии истории пазл складывается. Арбенин и не должен верить молодой любимой жене - он убивает ее зло, изощренно, почти с наслаждением. И как раз невинность становится источником драмы, а не порок. Главный герой сходит с ума, осознав, что любимая не предавала его. В этом случае приписанная после запрета цензоров на постановку пьесы последняя часть, та, которая выглядит неким морализаторством, становится вполне логичной. Да, Арбенин погубил жизнь молодого человека, и тот спустя годы отплатил ему той же монетой, спровоцировав сплетню.
Интересно, как сквозь режиссера проглядывает нигилизм юного Лермонтова. Это, наверное, высший пилотаж, когда, показав совсем другой взгляд на хорошо знакомую историю, режиссер как раз максимально близко подводит к автору, его задумке. Единственный момент, о котором хочется поговорить с режиссером, - это обилие сцен животной страсти. Причем контакт настолько плотный, что зритель начинает невольно волноваться за последствия.
- Выбор пьесы был не моим, - рассказывает режиссер Дмитрий БИЛОВ (на снимке), бывший наш соотечественник, ныне живущий в Германии. - Это решение театра. И я, честно говоря, очень долго сопротивлялся. Потому что пьеса написана Лермонтовым в 22 года, и юный возраст автора дает о себе знать - там есть поэзия, но нет действия, нет характеров. Они все не живые, все заняты морализаторством. Когда я все же согласился и начал работу, то сразу сказал, что в спектакле не будет никакой эротики. А получилось совсем иначе. Потому что бал-маскарад на самом деле был не светским мероприятием, как мы привыкли считать, а местом, куда приходили искать приключений, что-то типа свинг-клубов в Германии - люди приходят в масках и ищут себе партнеров для секса. Да, я уже слышал упреки, что это не Лермонтов. Когда мне такое говорят, я отвечаю в шутку, что и не читал его. На самом деле, я пропитан его творчеством, очень трепетно отношусь и к Лермонтову, и к алматинскому зрителю, для которого ставлю уже второй спектакль. И для этого на четыре месяца оставил преподавание в двух театральных школах в Германии, съемки в фильмах, отложил собственную выставку. Но это был мой выбор.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть