3317

Муз, борщ и половая тряпка

Алматинская художница Зоя ФАЛЬКОВА в Esentai Gallery открыла провокационную выставку, которой сразу был присвоен рейтинг 18+. Впрочем, даже этого администрации торгового центра, где размещена галерея, показалось мало, и в уже готовой экспозиции попросили прикрыть некоторые откровенные места. После долгих дебатов о том, чем мужское тело хуже женского, на несколько работ уже готовой экспозиции все же навесили стыдливые платочки.

Зрители подходят к картине, любуются силуэтом обнаженного мужчины, затем интимно так приближаются к ней, заглядывают под платочек, чтобы уж охватить все произведение целиком, и восхищенно цокают языками!
Хотя ничего такого неожиданного под этими платочками нет. Серия работ Зои - это написанный борщем (да-да, именно этим вкусным блюдом!) на старых простынях силуэт любимого мужчины. “Муж?” - деловито спрашивают посетители. “Муз, от слова “муза”, - серьезно уточняет автор.
Это некая игра. Попытка поменяться с мужчиной местами. Если великие художники воспевали красоту женского тела, то почему художница не может восхищаться мужским? Мы же за стандартные ценности и манки! Вот только пользуется Зоя довольно неожиданными для художественного творчества “инструментами”: борщом, простынями, половыми тряпками.
Кстати, встречает зрителя огромная фотография еще одного сакрального, немодернизируемого архитипа (архитектурного типа) - посреди степи бетонный нужник с надписью “М” и “Ж”. А в центре экспозиции сооружен некий поди­ум - то ли алтарь, то ли место жертвоприношения, застеленный половыми тряпками и украшенный сотворенными из них же цветами.
- Основой для моих работ стал не холст, - рассказывает эпатажная Зоя Фалькова, - а настоящие простыни, которые шила моя бабушка, потом много раз стирала мама, на которых я спала. То есть это семейная история. А краски - зачем они мне, если я встаю в позу домашней хозяйки? У нее нет красок - у нее есть борщ, простыня и крахмал!
Зоя призывает зрителей не путать героя экспозиции и автора и, высказываясь от лица традиционной домохозяйки, задавленной бытом, говорит не о себе конкретно, а о положении женщины вообще:
- Думающий человек не обязательно думает только о себе. Я прекрасно понимаю, как половые тряпки и борщи вбиваются нам в голову только потому, что мы родились с вагиной, а не с пенисом. И мужчина в этом случае не обязательно жестокий тиран. Он прекрас­ный, мягкий, но он - лежит! Биологический детерминизм в обществе сводится к половым тряпкам. Божественная способность женщины рожать детей должна вызывать поклонение, но на самом деле ни домашний, ни репродуктивный труд никто не ценит. Зато тебе внушают, что борщи и простыни - это то, что ты “должна”. Прямо как высшее предназначение! Отсюда и появился подиум, украшенный именно так. И стыдиться интимных вещей я не вижу повода!

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть