1555

Подлинная иллюзия

В Алматы в галерее Esentai открылась выставка “Художник кино: иллюзия подлинности”, на которой можно увидеть уникальные эскизы и раскадровки, созданные к казахстанским и зарубежным фильмам.

Во время просмотра фильма зрители, как правило, отмечают творчество режиссера, актеров, иногда оператора, но практически никогда не замечают работу художника-постановщика. А ведь именно он выступает выразителем идейного содержания картины и создает те пространства, в которых оживают образы героев будущего фильма.
Идея показать нелегкий труд художников-постановщиков на этот раз принадлежит кинопродюсеру и киноведу Бахытгуль МЫРЗАБЕКОВОЙ, сценаристу и второму режиссеру Наиле АБДРАШИТОВОЙ, художнику Нурие КАСПАКОВОЙ. Именно они вытащили на свет творения 12 известных киномастеров.

- Началось все с того, что, будучи в гостях у одного из художников, я увидела на рулоне обоев целую раскадровку фильма, - рассказывает Нурия Каспакова (на снимке). - Я тогда подумала: как жаль, что такой труд никому не известен. Как-то при встрече сказала Бахытгуль Мырзабековой, что было бы здорово показать народу работу художников-постановщиков. Оказывается, ее тоже посещали такие мысли. Так родилась идея организовать выставку.
- Художники не очень понимали, что мы затеяли, поэтому, чтобы получить раскадровки, эскизы картин, порой приходилось действовать с хитростью, а иногда и нахрапом. К примеру, приехали к Александру РОРОКИНУ, который был художником-постановщиком более чем 20 художественных фильмов, и попросили показать его работы на съемках. Не дав ему опомниться, быстро запихали картины и наброски в машину и укатили прямо в галерею - примерять, где бы их повесить, чтобы смотрелись лучше. Умирзака ШМАНОВА доставали нытьем по телефону. Он сокрушался, что ничего путного не сохранилось. Когда понял, что не отстанем, передал картины. Сабита КУРМАНБЕКОВА поймали между съемками и перебежками от одного корпуса киностудии к другому, заманили в его же мастерскую. Пока одна отвлекала, другая выуживала картины из-под стола, третья фотографировала, - поделилась забавными историями Нурия Каспакова, отметив напоследок: - Как говорится, цель оправдывает средства, и сегодня, глядя на то, с каким интересом зрители изу­чают выставку, я понимаю, что все не зря. Люди должны знать и понимать, кто такой художник-постановщик и каков его вклад в то, что мы в итоге называем хорошим кино.

Организаторы выставки не только собрали приличную коллекцию эскизов к разным фильмам, но и творчески подошли к ее оформлению.
- Отличная идея сделать все в виде киноленты, - считает художник-постановщик, литератор Сергей КОПЫЛОВ (на снимке) из Тараза. - В экспозиции представлены мои работы с фильма “Раненый ангел” Эмира БАЙГАЗИНА. Это был мой первый опыт в кино как художника. Сейчас я работаю с ним уже над третьей картиной.
- Как правило, зрители не видят работу художника в картине, хотя его творчество проявляется буквально в каждом кадре, ведь именно он создает визуальную часть фильма, - подхватывает разговор художник-постановщик, специалист по спецгриму и спецэффектам Юлия ЛЕВИЦКАЯ (на снимке). - Художник фильма не просто должен четко представить, чего хочет режиссер, он на ранних этапах выступает конкретным выразителем идейного содержания картины, предлагая в своих эскизах пути создания художественных образов. Спасибо организаторам за эту экспозицию, потому что впервые наш труд показан настолько реально!

На выставке привлекает раскадровка многих известных картин. Особенно меня впечатлила самая большая - фильма “Казахское ханство” Рустама ОДИНАЕВА на рулоне обоев. Запомнился также образ шаманки художницы Нурии Каспаковой. Его она создала, работая художником-костюмером на фильме “Подарок Сталину”.
Невозможно описать все работы, лучше один раз увидеть самим. Выставка продлится до 6 сентября.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть