1332

Двадцать лет спустя

Именно с таким перерывом вчера в Алматы снова открылась выставка, посвященная правам человека. Авторы представленных работ в восторге от того, что выставочный зал находится на проспекте Назарбаева.

В двух небольших залах настоящий художественный концентрат. Имена авторов известны самому широкому кругу: это карикатурист Мурат ДИЛЬМАНОВ, репортер Владимир ТРЕТЬЯКОВ, две семейные пары из мэтров - Елена и Виктор ВОРОБЬЕВЫ, Сауле СУЛЕЙМЕНОВА и Куаныш БАЗАРГАЛИЕВ, Ерболсын МЕЛЬДИБЕКОВ, чье видео с пощечинами задает ритм, Зоя ФАЛЬКОВА, повесившая посреди зала боксерскую грушу в виде аппетитного женского торса.
Один из первых же непротокольных вопросов сразу превратил неофициальное открытие в дискуссию: “Мы, журналисты, имеем внутри хорошего цензора. А вы делаете, что хотите?”
- Это невозможно, - ответил Куаныш Базаргалиев. - Поэтому некоторые идеи я даже не фиксирую, а просто храню у себя в голове. Я служил в армии, учился в советском институте, был в какой-то степени зашуган и не могу позволить себе делать все то, что я придумал.
- Достаточно вспомнить узбекского художника Вячеслава АХУНОВА, - вспоминает Елена Воробьева, - который после нескольких громких выставок стал просто невыездным, разве что в страны СНГ.
- Если у художника нет тормозов, - подхватила обмен мнениями искусствовед Валерия ИБРАЕВА, - то всегда найдутся люди, которые сработают как стоп-кран - куратор, формирующий выставку, спонсор...

...Эти работы похожи на выдержанное вино. Большая часть из них уже предъявлялась публике, но именно собранные в одной точке они словно начинают резонировать друг с другом. “Права человека”, “выбор”, “толерантность” выглядят не лозунгом, а обдуманным высказыванием. Причем не всегда в политическом контексте. Например, тот же Куаныш представил работу с батыром, держащим знамя... сексуальных меньшинств.
Вообще, художником нынче быть интересно. Важно умение не только рисовать, но и увидеть момент или объект, достойный фиксации. Например, один из экс­понатов привезен Воробьевыми из соседней Киргизии. Ситуация знакомая многим и подробна описана на этикетке рядом с работой “Мент-арт”. Художники пересекли границу и были остановлены полицейским - на территории Киргизии машина должна быть снабжена значком KZ на стекле. За денежное вознаграждение полицейский предложил снабдить машину таковым и нарисовал буквы от руки. Воробьевы сохранили этот “знак”, вставили в богатую золоченую рамку - и момент истории стал искусством.

- Эта выставка собиралась очень легко, - говорит Ибраева. - Это значит, что художники размышляют на тему прав человека. Более того, мне кажется, что и авторы, и публика сделали очень большой шаг в области правосознания. Можно даже сказать, прошли большой путь за эти 20 лет.
- Это хорошо. Но, наверное, кто-то еще должен с нами пройти этот путь?
- Хотелось бы, но надеюсь, что теперь на такой знаковой улице хотя бы те люди, которые следят за порядком, зайдут и увидят, что художники думают о правах человека.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Роман ЕГОРОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть