1245

Цифры на холсте

     В Алматы в галерее ARTMEKEN открылась выставка Ербосына МЕЛЬДИБЕКОВА (на снимке) - художника, который чаще показывает свои работы за рубежом, нежели дома.
Это современное искусство, которое обращено не к эстетике, а к разуму. О нем нельзя сказать “нравится - не нравится”, скорее зацепило или нет. И все три проекта, составляющие экспозицию, связаны с цифрами. Например, заходя в арт-пространство, посетители заносят себя под соответствующий порядковый номер, стирая при этом предшественника.
- Я заметил, что Центральная Азия живет в своем особом времени, - говорит Ербосын. - Для нее характерны цикличность и периодическое возвращение к неким точкам…
О цифрах и шкурах с тавро. Это еще и примета цивилизации - желание все подсчитать и присвоить порядковый номер, как узникам концлагеря. Наконец, можно возле винтажного радиоприемника посидеть на табуреточке и послушать… настоящий современный эпос. Рассказчик, специально нанятый автором, повествует бесконечную историю по мотивам четырех фильмов, снятых о президенте страны. Чем не эпос?
- Раньше именно радио объединяло людей, и по радио даже рассказывали про фильмы. К тому же я прекрас­но знаю, в какой стране живу, можно было сделать проект с использованием телевизора, но я предпочел более нейтральный аудиовариант. У нас уже есть четыре фильма про президента, и каждый режиссер как рассказчик эпоса старается взглянуть на своего героя под новым углом, добавить каких-то подробностей, по-своему воспеть его деяния. Именно так и рождались у нас эпосы. Конец жанра наступил с появлением телевидения, когда обозначились четкие временные рамки. Помню, как я сам в детстве смотрел фильм “Кыз Жибек” и не мог понять, почему не рассказана вся история, куда делись многие персонажи. Это был настоящий культурный шок. Я могу представить, как кочевники восприняли телевидение. История, переданная живым рассказчиком, всегда будет красочнее любого кино. Еще одно воспоминание из детства: мой друг рассказал фильм “Фантомас” подробно и эмоционально. Мы слушали затаив дыхание. И когда я увидел кино, оно мне показалось пресным и неинтересным по сравнению с тем рассказом.
Возможно, автор темнит и не раскрывает все зашифрованные послания. Но что-то же должен надумать и сам зритель - таковы правила игры современного искусства. От чего тщательно открещивается Ербосын, так это от громких и провокационных жестов. Говорит, что в свое время его очень жестко наказывали за подобные высказывания, вот он и научился смягчать.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть