2371

Лааль АВГАМБАЕВА: Я обречена быть модельером

     На общенациональном конкурсе молодых дизайнеров New Generation. Open Way-2018 в финал из 500 участников вышли 20 конкурсантов. Заключительный этап конкурса проводился в рамках Недели казахстанской моды. По ее итогам были объявлены имена победителей, которые получили приглашение участвовать в казахстанской, азербайджанской и российской Неделях моды.

В тройку лучших дизайнеров одежды страны вошла и участница с редким именем Лааль, которой всего 16 лет. Это беспрецедент­ный случай в мировой практике, когда в столь нежном возрасте дизайнер представил свой бренд на профессиональном подиуме. Кстати, в информационных ресурсах Всемирной паутины на сегодня можно найти имя лишь одного самого известного молодого модельера. Это ВЭНЬ Хаотянь из Китая, который впервые представил свои работы в 20 лет… Несколько вопросов мы задали юному кутюрье Лааль АВГАМБАЕВОЙ (на снимке) после торжественной церемонии награждения победителей.
- Что ты почувствовала, когда поняла, что самая младшая на конкурсе?
- Ровным счетом ничего.
- Сейчас постфактум ты можешь дать оценку, что стало самым значимым для тебя на этом конкурсе?
- Работа и непосредственное общение с людьми, являющимися профессионалами в сфере моды. Было очень важно услышать их мнение и иметь возможность получать критику и советы. Ну и, конечно же, сама атмосфера конкурса: примерки, кастинги, генеральные прогоны, показ - все это для меня было впервые.
- Почему ты выбрала эту довольно непростую сферу, а не, например, любую другую востребованную профессию?
- Вопрос востребованности всегда спорный. Есть бухгалтеры и юристы, не зарабатывающие даже десятой доли того, что получает Карл ЛАГЕРФЕЛЬД (всемирно известный модельер. - М. К.) Ни для кого не секрет, что футурологи уже в ближайшие пять лет делают ставки именно на креативный класс. С самого рождения я была погружена в творческую среду. Друзья семьи - музыканты, художники, журналисты. Опять же гены: мой прапрадед - ювелир, прадед - портной, дед - публицист, мама - художник, дядя - кинорежиссер и фотохудожник. Я никогда ничего не хотела, кроме этого. Была обречена стать модельером. В хорошем смысле. Вопрос о профессии даже не стоял, я выбрала ее 14 лет назад. Начала рисовать раньше, чем ходить.
- Любой художник - миссионер. Могла бы обозначить свою миссию?
- Перво-наперво обратить внимание людей на собственную уникальную красоту. Увы, последние лет пять женщины стали настолько похожими друг на друга, что из общей массы можно выцепить взглядом только некрасивых, неправильных и едва ли не андрогинных, тех, кто осознает, что быть собой - это соблюдать свои правила, а не те, которые были навязаны людьми. Хотелось бы стать не тем, на кого равняются или кто равняет, а тем, кто дает право выбора.
Я очень интересуюсь кинематографом, литературой, историей, культурологией, религиоведением и хочу в потребности покупателей внести дополнительный подтекст. Моя задача - заинтриговать людей и побудить их найти смысловой или эмоцио­нальный код костюма, который купили. К тому же мода - это та отрасль изобразительного и прикладного искусства, в которой необходимо реализоваться с каждой сменой сезона. В моде не бывает долгосрочных тенденций: только постоянные и мимолетные. Мода жива и динамична.
- Творчество какого известного модельера ты считаешь наиболее значимым в истории моды?
- Это Александр МакКУИН. Он стал вторым дыханием для индустрии моды. Не боялся осуждения и делал только то, что считал правильным. В результате вышло так, что все вдруг стали одеваться с оглядкой на его нововведения и предпочтения. Благодаря невероятному таланту и абсолютной вере в свои идеи он пришел к свое­образной власти, и это не может не вызывать восхищения.
И второе имя - это Чарльз Фредерик УОРТ, самый первый кутюрье в мире, основатель синдиката высокой моды. Именно он ввел термины “кутюр”, “манекенщица”, придумал этикетки и замену слоям юбок - кринолин. Хотелось бы, как и он, внести в мир моды что-то новое.
- Кто-то из них является примером для подражания?
- Александр МакКуин - он сформировал во мне очень многое. Нет, я никогда не стану его подражателем. Хотя хотела бы стать такой, как он.
- Что является для тебя творческим вдохновением?
- Нет чего-то конкретного. Рисую под музыку, но не слышу ее, рисую под фильмы об Ив Сен-Лоране, но не думаю вдохновляться Анри Матиссом. Наверное, для меня характерна такая черта, как бесповоротность. Я поддаюсь влиянию так же легко и гибко, как вольфрам.
- Как правило, у каждого состоявшегося модельера существует своя фишка, можно даже сказать, фетиш, идея, элемент, определенный материал, который рефреном проходит через все его коллекции. Ты уже определилась с этим?
- Я поняла, о чем вы. Несмотря на то что одежду уже давно не связывают исключительно с утилитарностью, нельзя забывать, что она имеет постоянный контакт с телом. Для своих коллекций я выбираю только натуральные материалы, вплоть до аксессуаров и фурнитуры. Таким образом, я задумываюсь и о сохранности природы, и о первозданности человеческого тела. Его можно и нужно сохранить, но это невозможно при постоянном ношении удавки - синтетики и прочих заменителей вроде так называемой экокожи. Целлюлоза, покрытая полиуретановой пленкой. Даже звучит устрашающе, а на практике еще хуже!
- Для 16 лет ты необычайно серьезна. Кто воспитал в тебе эту целеустремленность?
- Мама, разумеется. Но мне кажется, она не ставила задачу воспитывать во мне целеустремленность, скорее внимательность к личным потребностям и целям. Мне никогда ничего не навязывалось, меня никогда не стесняли определенными рамками. Всем моим увлечениям открывали будущее, в итоге я склонилась именно к дизайну одежды. Для поступления я готовилась в маминой студии изобразительного и прикладного искусства “Синяя черепаха”. Моя мама не только художник, но и преподаватель. Единственное, что мне внушалось: любая цель достижима, было бы намерение. Но собственные цели определяю я.
Что в нашей семье контролируется в первую очередь, так это качество - качество музыки, литературы, фильмов, картин. Это воспитывает определенные стандарты и неукоснительность, с которой ты им следуешь.
- И все же, тебе всего 16 лет. Учеба в творческом вузе отнимает огромное количество времени, параллельно ты готовишься к показу на профессиональной взрослой площадке... Не возникает ощущения, что жизнь проходит мимо?
- Я никогда не считала социальные ритуалы приоритетом. Дизайн одежды - это моя область реализации, и мне достаточно общения с друзьями, которых я обрела, поступив в колледж КазНАИ имени Т. Жургенова. Ну и мне всегда хватало общения и поддержки моих близких. Но очень жаль, что не всегда есть время для чтения, а художник не имеет возможности продуцировать без определенного багажа обязательных знаний и необходимых чувств и эмоций.
- Судя по всему, планы на будущее у тебя нескромные…
- Да, только такие. Когда я поступила в колледж, мама выдала мне тетрадь и директивно настояла расписать планы на будущее. Основные моменты - это поступить на грант в Сент-Мартинс в Лондоне. Тот самый МакКуин учился там, как и Джон ГАЛЬЯНО, чье творчество меня вдохновляет не меньше. Отличное место. Море нагрузки, и ни минуты для неучебы. Далее - основать Дом моды, вступить в синдикат высокой моды, стать одним из тех культовых дизайнеров, чье имя будет значиться на одежде монархов, знаменитейших актеров, музыкантов современности и просто тех, кто готов себе это позволить. У меня есть еще одна задача. Мода - это единственное связующее звено между искусством и экономикой. Я обозначила, что приемлю только натуральные материалы. Хлопок мой излюбленный. В Казахстане есть проблемы, и нельзя закрывать на них глаза. Уезжая учиться в другую страну, я преследую несколько целей. Одна из них - получить ресурсы для возобновления выращивания хлопка в нашей стране, производства текстиля и развития легкой промышленности в целом. Это уберегло бы часть населения от безработицы, а ВВП подняло бы на несколько позиций.
Если в целом, то я хочу, чтобы двадцать первый век вошел в историю не как век войн, как было с двадцатым, не как век инноваций, на что сейчас метит наше общество, а как вторая эпоха Возрождения, только в модной индустрии. И я уверена, что так и будет.

Михаил КОГАН, Алматы

Поделиться
Класснуть