1969

Мы тоже можем брендить

     Президент ассоциации анимационного кино Казахстана, художник и мультипликатор, обладатель многих международных наград Гали Мырзашев уехал работать в Китай. На родине как-то не сложилось...

Мы разговаривали накануне вылета, возможно, поэтому Гали не проявлял традиционную деликатность, говоря об отечественной анимации. Впрочем, он известен тем, что не выбирает выражений, а называет все своими именами.
- Что вы будете делать в Китае?
- Буду работать над полнометражным мультипликационным фильмом “Лето Айбара” студии “Жас Кыран”. Предполагается завершить его к 2020 году. Конечно, я бы хотел в первую очередь служить своему внуку, радовать его качественными мультиками. Но, к сожалению, все складывается иначе. В прошлом году я прорисовал всех главных героев китайского проекта, и теперь меня назначили арт-директором. Это очень интересная история о том, что происходит, когда появляется в обществе оружие нового поколения. В нашем случае в среду кочевников, использующих лук и стрелы, приходит огнестрельное оружие. Тема близка нашей культуре. Сейчас мы в течение месяца будем прорабатывать сценарий, затем примерно год уйдет на создание собственно мультфильма. Я надеюсь, это не последний международный проект. У меня в кармане семь разработок, готовых к запуску на международном уровне. Кстати, несколько дней назад на меня вышли коллеги из ОАЭ. Их заинтересовала идея анимационного фильма про султана Бейбарыса. Возможно, получится сотрудничество.

- А почему бы вам в Казах­стане не заниматься такими масштабными проектами?
- Здесь меня когда-то выгнали из Академии им. Жургенова, потом выдавили со студии “Казахфильм”, причем поступили подло - я мог бы судиться. Но все, что ни делается, делается к лучшему.
- За что же выгнали?
- Потому что я доказывал, что мультипликацию надо развивать. И даже обращался к президенту страны с предложениями по этой отрасли. Первым делом предлагал отделить кино от анимации, как это происходит во всем мире. А у нас анимация всегда существует по остаточному принципу после кино: остаточное финансирование, остаточное планирование, остаточное отношение… Вечно на правах квартиранта. Я считаю, так быть не должно. Киношники на это мне сказали: “Ты дурак, ты не прав”. В 2015 году Дарига НАЗАРБАЕВА после моего письма попыталась разобраться в ситуации, но наши корифеи сплотились и доказали, что все прекрасно, а я зря требую изменения ситуации и критикую. Но я же не просто критикую, я говорю как человек, знающий это дело. Мультипликация - такая отрасль, которая должна и может зарабатывать деньги. Кто-то по-дружески посоветовал тогда: “Ты в этом распиле не участник, успокойся и отойди в сторону”. Что я и сделал: стал искать себя за рубежом. И вот сейчас, спустя несколько лет, получаю первые результаты.
- Почему не получилось в Казахстане создать, к примеру, частную студию?
- Во-первых, у нас не слишком большой рынок для такого дорогостоящего производства, как анимация. Во-вторых, нет инвесторов. Среди хваленых казахстанских олигархов я не нашел поддержки, хотя разговаривал со многими и предлагал вывести отечественную анимацию на международный уровень. Если бы я нашел инвестора, готового профинансировать хотя бы пятьдесят процентов производства… Не хочу перечислять фамилии, но я очень разочаровался в наших олигархах, богатеях. Они живут одним днем, не вкладываются в отечественные проекты ни здесь, ни тем более когда уезжают из страны (хотя в других странах уехавшие очень часто поддерживают соотечественников). Но у нас такое ощущение, что живут одним днем и по принципу “укради и беги”.

- И все же что-то у нас снимается?
- Но вы же видите уровень того, что снимается. Я считаю, что побеждать надо, как Тайсон, так, чтобы все об этом говорили. А что толку каждый день побеждать самого себя и доказывать самим себе, что мы крутые?
- Может быть, проблема в том, что у вас просто неуживчивый характер?
- Конечно, и в этом тоже. А еще я не хочу ходить на поклон и быть в зависимом положении просителя. Если бы объявили независимый конкурс с независимым жюри, я бы обязательно принял участие. А коррупционная схема, когда все решения принимаются внутри министерства, меня не устраивает. Я министру культуры говорил: “Дайте мне четыре миллиона долларов на мультфильм, и я принесу стране сорок миллионов, как это делают китайские, французские, российские мультипликаторы”. Почему-то в этих странах мультфильмы снимать выгодно. Хотя “Маша и Медведь” - это локальная российская тема, а герои Шелкового пути интересуют весь мир, значит, и потенциальная аудитория у них больше. У меня есть несколько готовых предложений. Но, насколько я знаю, наш министр культуры обращается к корпорации, создавшей “Машу и Медведя”, и просит придумать брендовых героев для казахстанской мультипликации. Зачем? Почему мы сами не создадим себе это?
Как возник в свое время наш Хайдаров (Амен Хайдаров - советский режиссер-мультипликатор, лауреат Госпремии КазССР. - Ред.)? Благодаря тому, что ему дали работать и не диктовали условий. А у нас чиновники постоянно навязывают мультипликаторам идеи: снимите про Золотого человека, а теперь про 550-летие казахского ханства. Сейчас в мире большой интерес к Шелковому пути, так надо воспользоваться этим!
- Странно, что вас пригласили в Китай, это же достаточно закрытая страна, и чужаков туда не особенно зовут работать…
- Это действительно так. Но я просто показал, что могу привнести в проект. Хотя, признаюсь честно, начинал работу с огромным волнением, прямо как первоклассник. Но в Китае очень уважают старую советскую школу во всех профессиях, в том числе и в мультипликации. Я сейчас очень много думаю о Шелковом пути. О том, как просто делаются важные открытия, о том, почему в наше технологичное время мы видим такой большой интерес к кочевой культуре. Да и всех нас, ныне живущих, можно назвать кочевниками: наши предки шли за новыми пастбищами, мы летим в космос за открытиями, едем в другие страны, чтобы воплощать свои идеи. Конечно, у нас самый лучший, самый талантливый народ, но никудышние чиновники, не имеющие пат­риотизма, впрочем, как и олигархи.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА и предоставлены Гали МЫРЗАШЕВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть