4384

Карим МУТУРГАНОВ: Никто не хочет цирка!

     “Пусть все знают, как поступили с моим папой!” - с такими словами самый популярный цирковой артист Казахстана Мурат МУТУРГАНОВ (на верхнем снимке) обратился на этой неделе к общественности через свои страницы в соцсетях. Он рассказал, как известного артиста и педагога Карима МУТУРГАНОВА (на нижнем снимке) вынудили уйти с работы во Дворце школьников в Астане, снизив ему зарплату до 20 тысяч тенге. Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились к основателю легендарного трио “Мутурганчики”, который полтора года назад переехал в столицу из Алматы как раз для того, чтобы преподавать детям цирковое искусство.

- Карим Муратович, что у вас вдруг случилось?
- Случилось, но не “вдруг”. Просто живя и работая в Астане, я не все рассказываю детям о том, что здесь у меня происходит. А тут Мурат приехал, поинтересовался, и я ему рассказал: из-за того что мне снизили оплату во Дворце школьников до минимума, я вынужден был уволиться оттуда и открыть свою Школу оригинальных жанров, поскольку не могу оставить детей. Теперь мне приходится самому оплачивать аренду, покупать инвентарь, шить детям одежду для выступлений. Он был в шоке: “Папа, ну как так можно?”
- Давайте по порядку…
- Все это выглядит так, будто я жалуюсь. Но это не так. И вообще, дело не во мне… Просто еще в марте во Дворец школьников пришел новый директор. Его жена у нас главный методист, которая вроде бы не имеет отношения к финансам, зарплатам, но именно она определяет педагогам часы и зарплату. Она неожиданно вызвала меня в кабинет и сказала: “Я сокращаю ваши часы преподавания вдвое. Даю вам восемь часов и 20 тысяч оклад!” До этого я получал сто тысяч. Понимаете, она теперь решает, что нужно для преподавания циркового искусства и нашего жанра! Хотя потом она добавила: “Будет вам еще 26 тысяч за “бесплатников”, но нужно набрать 30 человек”. И где я их буду набирать, интересно? На улицу, что ли, пойду?! Вообще-то этим должно заниматься руководство Дворца школьников. Еще меня заставили почему-то писать отказ от бывшей зарплаты. Я якобы получал ее ни за что, потому что у меня была небольшая группа. Я спросил методистку: “Как жить на эти деньги? Тем более что в Астане я снимаю квартиру.” Она мне ответила: “Это ваши проблемы!” После этого я подождал какое-то время в надежде, что у них проснется совесть. Но этого не произошло. И, кстати, тогда ушли и другие большие профессионалы, которые работали во Дворце школьников наряду с работой в “Астана Опера”, например.
- А что сам новый директор?
- Директор везде рассказывает: если бы у него (у меня то есть) было 50-60 человек, то была бы другая зарплата, а у него пять-шесть. Да, ты как педагог можешь иметь 200 борцов, 200 пловцов, и только один из них будет защищать и представлять страну. А у меня, допустим, пять человек обучаются, но все они будут индивидуальности - специалисты, готовые представлять страну. Поэтому я считаю, что оплата труда должна зависеть не от количества, а от качества. Тем более что цирковое искусство - это непопулярный жанр сегодня. Люди быстрее пойдут на вокал, где потом фонограмму записал, поешь свою песню - и ты уже звезда. А у меня-то надо трудиться по-настоящему - просто так время на моем кружке не проведешь, иначе ничему не научишься. Горжусь, что мои ученики уже наравне с профессио­налами могут выходить на сцену и показывать, например, жонглирование теннисными шариками при помощи рта, жонглирование мячами, булавами, катание на моноциклах, фокусы с разными реквизитами - картами, веревками, шариками, кольцами. Еще я их учу классической клоунаде, актерскому мастерству. Именно для этого я и бросил в Алматы дом, оставил там жену и переехал в Астану, как только появилась такая возможность . Передавать опыт и навыки детям - это было моей давней мечтой.
- И что теперь с вашей мечтой?
- Я буду и дальше биться! Ведь в 2006 году я пообещал нашему президенту, что вернусь на родину и открою свою школу для талантливых детей. Тогда он сказал мне: “Хватит заниматься только своими детьми, в Казахстане же еще много талантливых детей - давай и ими занимайся!” И я дал ему слово. Теперь я должен вы­учить детей и показать с ними свою цирковую программу. Для этого я сейчас живу и работаю.
- В собственной школе?
- Да, для этого я открыл собственную отдельную школу. Она так и называется - Школа оригинальных жанров Карима Мутурганова. Это случилось в сентябре, когда я вынужден был уйти из Дворца школьников, но оставить своих учеников не мог. Сейчас у меня обучаются 12 ребят, и среди них есть очень талантливые дети. Представляете, у меня один мальчик за два месяца научился кидать пять мячей! Такое даже не всем профессионалам под силу... Теперь я действительно на свои деньги снимаю зал, шью костюмы, покупаю реквизит. Эта ситуация и возмутила Мурата. Все, что я получаю на второй работе в Астане (в Академии искусств, где преподаю сценическое движение и мастерство актера), трачу на свою школу. Получается, у нас в стране это никому не надо. Сегодня нет такого человека, который переживает за культуру нашей страны, за чистое искусство! К тому же люди, от которых зависит будущее поколение, не интересуются цирком, они не понимают, что вообще все дети воспитываются через цирк. Иначе чем объяснить, что профессия артиста цирка непопулярна и работники цирка получают крошечные зарплаты и живут как бишарашки какие-то?!.
- А чего конкретно хотел добиться Мурат своим обращением?
- Он хотел сказать, что нашей стране нужны хорошие артисты, которые и вырастут из тех талантливых детей, с которыми я работаю. Так предоставьте, пожалуйста, нам условия: дайте нормальный зал и нормальную оплату труда педагогу, который 24 часа в сутки будет неравнодушным и воспитает таких специалистов, как Димаш КУДАЙБЕРГЕН, в своем жанре. Он хотел обратить внимание на то, что педагоги, которые крутятся на нескольких работах, думают только о том, на что покушать и как оплатить аренду. Это унизительно для государства! Ведь даже в таких условиях я смог выучить детей тому, что делают профессиональные артисты. Сейчас мы уже полноценно работаем на корпоративах, различных мероприятиях. И таких детей у нас море! Если все будет на государственном уровне, то успехи будут огромные...
- После обращения Мурата кто-то из официальных представителей выходил на вас, чтобы разобраться в ситуации?
- Никто. Чего вы хотите, если в том же Дворце школьников у руля такой человек, которому все равно, кого ты учишь и как. Но ведь президент подарил этот Дворец школьников народу, детям и сказал: надо выпускать хороших специалистов, конкурентоспособный продукт. Директор должен был уважать и хранить свой коллектив, замечательных педагогов, собранных предыдущим директором. Но об этом там сейчас речи нет! И так, наверное, везде...
- Со стороны же все это выглядит так, будто Мутургановы опять скандалят. У Мурата были проблемы с Алматинским цирком, откуда он вынужден был уйти, теперь вот вы со столичным Дворцом школьников. Что это? Какой-то злой рок?
- Нет никакого рока, есть только одно: сегодня такое время, когда ты как специалист никому не нужен. Где специалист - там творчество, а сегодня время бизнеса. И для нас все началось еще тогда, когда в свое время я, будучи артистом Алматинского цирка, взял себе в партнеры маленького Мурата. Представители Казцирка написали в Москву свой протест: мол, мы мешаем коллективу и вообще позорим честь артистов. Но, думаю, помешали мы им лишь тем, что в то время я пришел в цирк с дипломом циркового училища, ГИТИСа и занялся чистым творчеством. А там работали клоуны, которые нигде и никогда не учились…
- Ну, это уже, наверное, зависть...
- Не знаю, как это назвать, но я уже тогда стал для них врагом. Это была борьба, которая завершилась тем, что комиссия из центра приехала, посмотрела на четырехлетнего Мурата в манеже и... забрала нас в Москву. А после нас отправили на выступления в Италию, и мы проработали четыре года в Европе. Потом у нас состоялась встреча с Нурсултаном Абишевичем, о которой я уже упоминал, потом Мурату присвоили звание заслуженного деятеля Республики Казахстан. У моего сына проснулись патриотические чувства. Он решил вернуться на родину и отблагодарить свой народ за оказанное доверие. Его поддержала сестра Карима. И я поддержал своих детей.
- Жалеете, что вернулись?
- Жалею, что не нахожу людей, которые могли бы помочь в осуществлении мечты и помочь выполнить мое обещание президенту! Но верю, что однажды в нашей стране откроется государственная школа для обучения одаренных детей оригинальным цирковым жанрам. А все эти разборки мне не нужны...

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото предоставлено Каримом МУТУРГАНОВЫМ и с сайта 365info.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть