1939

Порочный инстинкт

     В спектакле-квесте #ГНИК по мотивам творчества мастера ужасов Стивена КИНГА каждый актер играет свой страх

     Независимый театр “Арт-убежище BUNKER” поставил новый масштабный эксперимент для зрителя: возможность погрузиться в мир собственных страхов и пороков. Всяк входящий туда оставляет перед дверью… нет, не надежду, а вполне материальный железный карабин, чтобы зацепиться за реальность. Кругов ада здесь не девять, а гораздо больше: для каждого ад - это собственный страх.

И если в реальной жизни мы избегаем всего того, что вызывает страх, то 16 актеров спектак­ля-квеста осознанно входили в эти роли. Например, у 21-летней актрисы Виолетты КОЛИБЕРДИНОЙ страх... потери конечностей.

Специально для этой роли она побрилась налысо и сыграла мальчика с тяжелой формой ДЦП. При этом сыграла его настолько правдоподобно, что зрители долго не могли поверить, во-первых, в то, что Виолетта не мальчик 12 лет, и, во-вторых, в то, что к проекту действительно не привлекали консультантов с ограниченными возможностями.
Двух других актрис, боявшихся замкнутого пространства, поместили в один закрытый костюм, одновременно напоминающий и двух кошек, и одного гигантского паука. В творчестве мас­тера ужасов четвероногие служат проводниками между мирами, а пауки - собственный страх самого писателя.
Уникальное помещение театра - настоящее бывшее бомбоубежище - позволило перемещаться между часами, годами, пространствами и мирами в театре всего за несколько секунд. Сам спектакль-квест состоял из отдельных сцен, взятых из новелл и романов писателя разных лет. При этом каждая из сцен проходила в разных помещениях бомбоубежища.
Нам, как одним из первых зрителей, удалось запечатлеть отпечаток ладоней кровью (на самом деле это был кисель) на стене бомбоубежища и тем самым продать душу дьяволу, поучаствовать в ритуале человеческого жертвоприношения сумасшедшей фанатички, съесть таблетку в экспериментальной лаборатории-морге и получить за это 500 тенге (как нам пообещали, на них можно пойти пообедать в ресторан, ведь так делал даже аким Алматы). Можно смело говорить, что искусство расширяет свои границы: театр перестает быть статичным - он не только вступает в диалог со зрителем, но и взаимодействует с ним.

Всех секретов спектакля раскрывать не буду, ведь квест для зрителя предполагает внезапность. Но вот наша группа участников во время квеста не только пугалась, но и… откровенно хохотала! Ну действительно, редкого человека постсоветского пространства могут напугать полузаброшенное здание и отсутствие электричества в нем. Скорее мы боимся полицейских и налоговиков. Что для американца страх, то для нашего человека суровая реальность. Мы боимся только трансформации этой реальности в худшую сторону.
А еще в нашем обществе присутствует боязнь обнародования своих пороков, что, кстати, не останавливает нас втайне их совершать. В одной из сцен в магазине “Нужные вещи” продавец предлагал взять любую безделушку в обмен на историю о самом гадком и низком поступке в своей жизни. Решился рассказать только один, но задумались все. Дьявол внутри каждого из нас, но не каждый готов его показать.
Секрет успеха Стивена Кинга как раз в том, что он использовал в своем творчестве и базовые, инстинктивные страхи, и в том, что этот гений пишет во всех литературных жанрах: драма, комедия и трагедия, утверждает режиссер спектакля Ксения КУТЕЛЁВА (на снимке).

- Творчество Стивена Кинга выбрано не случайно, - поделилась с нами режиссер. - Это копилка, наполненная до краев человеческими страхами, пороками и тайными постыдными желаниями, свойственными каж­дому человеку. Выбрали ярких персонажей, олицетворяющих самые низкие из них. Мы не ставили задачу напугать зрителя, главное - ковырнуть его, найти в нем отклик, предложить заглянуть в глаза своему страху.

Екатерина ТИХОНОВА,фото Владимира ЗАИКИНА и из архива Ксении КУТЕЛЁВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее