1607

Не в деньгах счастье

     В американском Род-Айлендском колледже искусств сейчас готовятся к исполнению произведения казахстанского композитора Мамеда САДЫХ-ПУРА  “Танцующий зодиак”. Вполне мистическая история.

Написание серьезной музыки не приносит денег, по крайней мере в нашей стране. Только удовольствие. Именно поэтому автор всерьез подумывает, не купить ли к весне сварочный аппарат, чтобы иметь стабильный заработок. Но если серьезно, “Танцующий зодиак” был написал давно с прицелом на то, чтобы стать балетом. Благо музыку Мамеда уже несколько раз использовали для балетных постановок на разных сценах Алматы. Правда, и в этом случае он даже не претендовал на выплату авторского вознаграждения, а только радовался, что его творчество становится доступно людям.
Более того, автор даже сделал переложение “Танцующего зодиака” для скрипки с фортепиано, чтобы подарить знакомому музыканту. И тут сработала знаменитая теория шести рукопожатий - через цепочку музыкантов эти композиции услышал дирижер Алексей ШАБАЛИН. Он тут же обратился к Мамеду с просьбой показать партитуру произведения, а потом официально попросил разрешение исполнить его силами студентов колледжа.
- Меня иногда спрашивают: “Кто заказал тебе это произведение?” - смеется Мамед. - На что я отвечаю: Вселенная. Для меня это не очень понятно, когда творческий человек пишет только под заказ, когда реализует свои идеи только в том случае, если знает, сколько за них заплатят. Есть такая шутка: каждый композитор мечтает написать “Реквием”, “Времена года” и хит. “Реквием” я уже написал, хит, видимо, впереди. Разные композиторы обращались к смене времен года, потому что это красивая философская тема - цикличность бытия, вечный круговорот времени. Я же взял за основу программы не природные климатические явления, а знаки зодиака. Каждому соответствует модерновое переосмысление одного из старинных танцев. Потому что, на мой взгляд, жизнь человека вообще похожа на нескончаемую череду танцев: это и воинственный марш, которым новый человек заявляет свои права на место в жизни, и безрассудный вальс первой юношеской любви, и задумчивая павана первых разочарований, и траурная сарабанда, которой заканчивается жизнь каждого из нас.
- Не боитесь, что студенты колледжа не смогут исполнить ваше произведение так, как это задумано?
- Я в начале переписки думал, что это розыгрыш, потом - что развод и рано или поздно у меня попросят деньги. На самом деле музыки пишется гораздо больше, чем исполняется, поэтому автору всегда очень приятно, что его выбирают. Что касается серь­езности… Да, это колледж в небольшом городе Провиденсе c численностью всего двести тысяч жителей. Примерно как наш Талгар. Но у колледжа концертный зал на тысячу слушателей. В Алматы такого уровня зала вообще нет. Да, похоже, и не будет. Например, дирижер был очень удивлен, когда я спросил, есть ли в оркестре арфа. Он даже не подозревал, что у нашего оркестра арфы нет и при необходимости ее партию имитирует пианист на синтезаторе! У них есть все инструменты, а “Танцующий зодиак” написан для расширенного состава симфонического оркестра. Более того, мне сказали, что потребуется не более десяти репетиций для того, чтобы подготовить исполнение.
- Тема зодиака как-то связана с вашим интересом к астрологии? И если вы занимаетесь составлением гороскопа, то должны знать, что это приносит денег побольше, чем музыка или даже наличие сварочного аппарата…
- Я астрологией достаточно серь­езно увлекаюсь с семнадцати лет, но меня учили, что за это не положено брать деньги. Это просто способ исследовать мир, видеть какие-то связи. Человек любит находить некие архетипы - так появились, собственно, знаки зодиака. И они интересны переплетением смыслов и слоев. Так что слушателю не будет скучно.
Кстати, уже сейчас в процессе подготовки масштабного концерта, а он назначен на 5 марта, у студентов колледжа искусств появилась идея поставить на эту музыку и балет…

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее