2027

Всё только начинается

Короткометражный фильм режиссера Дарежана ОМИРБАЕВА “Последний сеанс”, премьера которого прошла на международном кинофестивале в Локарно, показали и в Алматы. Но, как водится, не на большом экране, а журналистам и студентам новой школы медиа и кино ALMAU. Это давняя боль режиссера, снимающего фильмы о глубоком, но всегда мимо кассы.

Всё только начинается
Кадры из фильма.

Это знаковый фестиваль в судьбе режиссера. 30 лет назад, в 1992-м, он получил там “Сереб­ряного леопарда” и приз Fipresci Международной федерации кинокритиков за полный метр “Кайрата”. На 75-й фестиваль в Локарно Омирбаева провожали с большими надеждами. Фильм был показан в почетной программе мэтров мирового кино. А на предстоящем в октябре этого года кинофестивале в Вене Дарежану Омирбаеву будет посвящена отдельная программа кинофестиваля, а также издана отдельная книга о его творчестве.

Скажу сразу: это не тот фильм, где зрителю кладут в рот пережеванные ценности. В фильмах Омирбаева доскребаться до сути придется самостоятельно. Идеальный тандем режиссера и оператора Бориса ТРОШЕВА высвечивает в одном дне героя главное. Время отмеряется вспышками, и всегда творческий, тонкий человек одинок в толпе. Он перед выбором: любовь или искусство. Выбирает и движется вперед.

Дарежан ОМИРБАЕВ.

Тема движения забирает режиссера. Вот и в новом получасовом кино замешан такой микс взрывных социальных тем, что закачаешься. Самая продолжительная, многослойная и важная сцена из фильма - в автобусе, плетущемся через весь город от лощеного центра к обшарпанным окраинам. В салоне - люди, то есть народ. А в наушниках каждого из пассажиров то, о чем нужно кричать. Тоска по родине, вера в чудо, сила науки и единство народа.

- Нельзя профессиональных актеров выпускать в кино, - крушит устои и стереотипы режиссер.

В его фильме актеров со школой действительно нет. Главный герой - студент режиссерского факультета Ильяс ШАКИРОВ. Его случайный “напарник” писатель Адольф АРЦИШЕВСКИЙ тоже не имеет обширного опыта в кино. И даже киномеханик в кинотеатре, зачитывающий диалог-глыбу, - просто киномеханик. Тем они режиссеру и интересны. При этом в той же сцене в автобусе случайных пассажиров не было. И все, что транслировали в мир герои, он и сам когда-то услышал, подсмотрел по дороге в автобусе (мэтр преподает в Жургеневке и, чтобы избежать проблем с парковкой, часто использует общественный транспорт), на чем-то нарочно решил заострить внимание.

Кадры из фильма.

Судя по названию ленты, режиссер плюнул и на приметы. Ведь киношники костьми лягут, а не предадут любимое выражение “крайний”.

- Я стараюсь смотреть трезво на вещи - умирает киноискусство, - здесь мэтр Омирбаев неумолим.

Если ему верить, каждый фильм рискует стать последним. Так зачем же упускать шанс и через важнейшее из искусств с народом не разговаривать? Например, языковой вопрос в разрезе разделения народа на городских и аульских казахов. Как соединить эти миры? Режиссер сначала разводит руками, а потом оживляется:

- Начинать нужно с детей. Создавать качественные мультфильмы на казахском языке, чтобы детям они были интересны. Для этого нужны кадры. А для них - отдельный киноинститут. Это будет действеннее разговоров. Принимая экзамены у того же Шакирова, я отметил, что для создания мультипликационных фильмов этих ребят - а их там была целая группа - государство не дает ни одной копейки. Был один парень, который снял пластилиновый мультфильм у себя на кухне. Этих ребят нужно финансировать, делом нужно заниматься! - рубит правду режиссер Омирбаев.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть