1501

Новый взгляд, а кони прежние

От эпичности в казахстанском кино уйти невозможно, поэтому фильм “Жамбыл. Новая эра” начинается с батальной сцены, эдакого клипа, который озвучивает Жамбыл и видит себя молодым внутри этой сцены

Новый взгляд, а кони прежние

Сцену снимали в последние теплые дни рядом с поселком Мынбаево в Алматинской области - там, где сходятся чашей выгоревшие на солнце холмы и нет никаких признаков цивилизации: ни линий электропередачи, ни асфальтированных дорог. Фильм сам по себе давно ожидаемый. Режиссер Жандос КУСАИНОВ предлагает неожиданный взгляд на каноническую фигуру поэта:

- Доволен ли я тем, что получается? Антониони как-то сказал: “Никогда не знаешь, что снял, пока не покажешь это людям”. Я сам автор сценария, потому что мне очень интересна тема, как из поэта делали идеологическую фигуру. До меня два режиссера снимали кино про Жамбыла, но каждый работал, мягко говоря, согласно текущей политической ситуации. Мне же хотелось снять другое кино. Я хочу сказать, что идеальных людей не бывает, каждый имеет свои недостатки, совершает ошибки. Теперь по-разному воспринимают Жамбыла, есть и обиды на него: мол, он был заодно с властью. Но нам сейчас легко рассуждать.

Работа над фильмом идет второй год из-за неравномерного финансирования, но в любом случае в этом году фильм должен быть завершен. Для съемок батальной сцены привлекли команду каскадеров из 30 человек, так что если бы не машины с реквизитом, не огромная платформа, на которой ездят камеры, не дрон, следящий сверху за каждой сценой, то можно было бы поду­мать, что работает машина времени.

По замыслу режиссера, фильм начнется со сцены, когда батыры с мечами на лошадях должны разнести закрепившихся в степи кокандцев. У врагов закрыт черной тканью низ лица, а глаза подведены темным, чтобы выглядеть страшнее. Каскадеры на лошадях, впрочем, тоже имеют вполне устрашающий вид. Костюмы выполнены максимально достоверно: кожаные шлемы снабжены войлочными подшлемниками, легкая защита, и только оружие исключительно бутафорское.

Всадники отлично входят в роль. Или это все мужчины так любят поиграть в войнушку? Они и лица делают суровые, и вполне аутентично отдыхают в паузах, лежа в тени своих коней. Даже режиссер больше похож на чабана: пыльная куртка, сидушка-каремат на резинке, огромные резиновые сапоги.

Кстати, становится понятно, что во время съемки исторических фильмов натура не может пострадать по определению. И даже не потому, что ее берегут. Просто обычный пластиковый стакан, случайно попавший в кадр, испортит его. Так что за актерами на привале коршуном ходят ребята с пакетами для мусора. А после каждого дубля дорогу… подметают. Она ведь не должна выглядеть слишком утоптанной.

Среди актеров массовки выделяется парень огромного роста с невероятно доб­рым лицом. Это спортсмен и актер Тохтар МЫРЗАГАЗИЕВ, чемпион Казахстана по метанию диска. Для участия в фильме парень специально прилетел из столицы. Массовка курит, отпускает шуточки, а кас­кадеры даже в паузах сосредоточенны.

Со стороны сцена боя, где падают лошади и воины, выглядит не слишком впечатляюще - всадники для безопасности исполняют трюки очень медленно. Это потом уже, как признался режиссер, съемку немного ускорят, компьютером увеличат войско, и битва будет эпичной.

- Я бывший участник самой распиаренной нашей группы Nomad, - рассказывает Бауржан АБИШЕВ, руководитель Kazakh Union Action Team. - Но уже восемь лет, как отделился и организовал свою команду. Работы в кино сейчас для трюкачей много. Есть еще две каскадерские группы, и никто не сидит без дела. Например, сейчас у нас в работе сразу пять проектов и ждем поездку в Египет. К нам буквально очередь из желающих стать каскадерами. Почему-то всем кажется, что это самый короткий путь к славе. На самом деле все не так просто. Правда, сейчас работа уже не такая травмоопасная, как в то время, когда мы только начинали. Мы же все проходили на собственном опыте. Зато сейчас точно знаем, как обучать, как делать трюки. А вот девушек у нас в команде нет. Тяжело с ними - год ее готовишь, а как работать на съемках, так она выходит замуж…

В очередной раз звучит команда “Мотор!”, запускают камеры, снимающие сцену сразу с нескольких точек, взлетает дрон, гримеры и костюмеры выходят из массовки, где проверяли вид бойцов. Помощник режиссера отгоняет лишних людей в сторону. Еще несколько секунд - и совсем рядом с камерой пронесутся всадники, столбом поднимется пыль, на дорогу упадут “раненые” батыры…

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее