1908

Новый образ Нерона

Премьера, состоявшаяся в Лермонтовском театре, вроде про далекие времена, но публику взбудоражила. Тут и предыстория, и текст Эдварда РАДЗИНСКОГО, который словно бьет под дых.

Новый образ Нерона

Неожиданно кровавые будни древнего императора Нерона становятся очень актуальными. Потому что все это про абсолютную власть. Про натуру человека. Текст уникальный, главное - его не испортить, если привнести что-то свое. Но общее ощущение таково: а с чего мы взяли, что мир меняется, что пришла некая новая эпоха гуманизма?

Нерон считал себя почти богом, превращал сенатора в коня, заставлял ржать. Достаточно было появиться страже императора, чтобы самые знаменитые люди Рима вскрывали себе вены, отписывая ему все свое имущество. И все люто хотели его убить.

Оппонент у Нерона его же учитель Сенека, удалившийся от людского общества. Пьеса написана историком Эдвардом Радзинским, который, впрочем, не следует слепо за фактом. И об этой пьесе сложена масса легенд: кто-то утверждает, что она была в советское время под запретом, кто-то рассказывает, каким успехом она пользовалась и сколько ставилась в театрах по всему миру, кто-то вспоминает что актер Армен ДЖИГАРХАНЯН сыграл в первой постановке кровавого императора, а последней его ролью был уже Сенека…

Про премьеру в Лермонтовском стоит сказать, что ставил спектакль режиссер из Белоруссии Сергей КОВАЛЬЧИК. Ему в заслугу можно поставить лаконичность и то, что он сумел не выпячивать собственное видение. Ну разве что рэп в исполнении древнего хора. Возможно, это перебор. Лаконичен и хорош художник спектакля Сергей МЕЛЬЦЕР. И бесконечно удивителен исполнитель главной роли, собственно злодей Нерон - Артур КИЗИЛОВ. Новый актер в нашем театре, которого долго и упорно соблазняли перейти в Лермонтовский.

- Эта пьеса прямо про наше время, - откровенничает Артур, - но я думаю, что можно сыграть ее и через сто лет - будет тот же самый эффект.

- Неужели люди такие сволочи?

- А разве нет? Но Нерон не просто кровавый диктатор. Ему не хватило любви в детстве, а потом пришло ощущение вседозволенности, опьянения властью.

Для Артура Нерон не только роскошная роль, но и мостик для возвращения в родной, любимый город. Кизилов родился в Семипалатинске, потом семья сразу переехала в Алматы, и детство прошло в этом городе. Затем еще один переезд - в Россию, в Новосибирск, где Артур окончил теат­ральный институт.

С первого курса он работал в театре. Сыграл в спектакле Дмитрия ЧЕРНЯКОВА “Двойное непостоянство”, который получил главный российский приз - “Золотую маску”. Но Артур был вынужден вернуться в Семей, когда понял, что воспитавшая его бабушка нуждается в уходе.

- Я приехал сначала в гости, потом взял отпуск и остался, - рассказывает актер. - Про меня узнали в Театре им. Достоевского и пригласили работать. Время было трудное, тогда в театры по всей стране зрители ходили не очень охотно, к этому надо было приучать. Как и к тому, что театр не только развлечение. Хорошо, что сейчас уже подросло поколение, которое не надо тащить, сами с удовольствием ходят.

В 2013 году я получил на рес­публиканском театральном фестивале приз за лучшую мужскую роль, и уже тогда меня начали звать в Театр им. Лермонтова. Я ведь вырос за его кулисами, поскольку мама была актрисой. Конкретные переговоры шли полгода уже с нынешним руководителем.

Конечно, ключевым вопросом было жилье в Алматы. У меня же семья, жена, ребенок, собака. Приехать и тратить все деньги на съемную квартиру я просто не мог. Как только решился этот вопрос - я перебрался в мой родной город. Тут почувствовал верность поговорки “Где родился, там и пригодился”. Я ведь работал в разных городах, но жить там, где прошло твое детство, где все родное, где ты помнишь, как школьником бежал на занятия и видел горы, не закрытые новостройками, без смога, - это особое ощущение.

- Как вам роль? Вы всегда играете злодеев?

- Нерон - очень хорошая роль. Гораздо интереснее Гамлета, унылого страдающего мальчика. Это замечательный вклад в личную актерскую копилку. Понимаю, что люди хотят отвлечься от собственных проблем, но невозможно все время смотреть просто комедии, к которым приучают сейчас театры. Говорят, что комедии нужны для кассы. Получается, что культура уходит на десятый план, а на первом - сборы. А мне уже сейчас пишут зрители, которые сначала сами посмотрели сдачу спектакля, потом привели всю семью на премьеру и еще хотят. Так что однозначно спектакль удался, и надеюсь, у него будет долгая жизнь.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Марии КОНСТАНТИНОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее