941

Портрет со скальпелем и не только

Казахстанские художники, не дожидаясь следующей пандемии, посвятили целую подборку картин врачам и медицине. Получилось эмоционально.

Портрет со скальпелем  и не только
Работа Марии АЙТКАЛИЕВОЙ.

Выставка “Светя другим, сгораю сам” открылась в музее искусств им. Кастеева. Вот только некоторые названия работ: “Победа над болезнью. Нокаут раковым клеткам”, “Будни нейрохирурга”, “Птицы Ван Гога и доктор Пя”... Игорь ГУЩИН, например, изо­бразил будущее: может показаться, что в белом халате некий пришелец, но, как объясняет художник, это нечто вроде шлема, который надевается на голову врача и заменяет все УЗИ-МРТ и другие обследования. Мечта пациента - глянул специалист и определил болезнь.

Игорь ГУЩИН. “Доктор будущего”.

Художники тоже люди, также болеют и обращаются к врачам, но восторг от профессионалов выражают именно в картинах.

- Портрет офтальмолога Юлии МАЛАХОВОЙ - это не заказ, не коммерческая работа, - улыбается Елена ПОПОВА. - У меня серьезное заболевание роговицы глаза, оно обнаружено более 10 лет назад. После ковида произошло ухудшение. Юля много лет ведет меня, поддерживает, благодаря ей я до сих пор вижу и могу даже рисовать. Кстати, она врач уже в третьем поколении. Юля сама ходила ко мне в студию рисования, потом ее дочка, и дочка долго думала, выбрать ей профессию художника или врача. В итоге решила продолжить семейную династию. Врачи и художники чем-то похожи: врач лечит тело, а художник поддерживает дух.

Много здесь умилительных картин - душевные портреты, абстракции, передающие сам дух добра и борьбы за здоровье. В центре зала, например, распустился серебряный цветок, он напрямую к врачам не относится, но название “Надежда” позволяет связать его с выставкой.

Есть и оттенок кровожадности. Не уверена, что лучший кардиолог Казахстана Юрий ПЯ будет в восторге от своего портрета, но Георгий ЛИ именно таким увидел врача: с сердцем в руках и обе­зумевшим пациентом рядом.

Таким увидел кардиохирурга Георгий ЛИ.

- Я в последний момент решил принять участие в этой выставке, - рассказывает Георгий. - Для меня больница - это пограничная зона между жизнью и смертью. И, собственно, на эту же тему и все мои картины. Почему бы не принять участие?

Эстеты и кураторы немного кривятся, что выставка получилась неровная, но посетители отмечают ее искренность. Никакой даты или повода нет. Ковид вроде прошел, но болеть мы не перестали. Художники же решили, что профессию врача и лучших ее представителей надо прославлять и популяризировать. От самых мирных картин веет чудесным духом соцреализма, когда действительно прославляли людей труда с уместным пафосом и вниманием к деталям.

- Нет никакой даты или повода для такой выставки, - говорит организатор Лидия ДРОЗДОВА. - Идея зрела давно, искали возможность провести такую выставку. Откликнулись 40 наших коллег из разных регионов страны. Жаль только, что не нашли мы поддержки у профильных ведомств. Сколько ни писали в Министерство культуры и спорта и Министерство здравоохранения - не то что отказа, ответа не получили.

Самая светлая, самая необычная работа у Марии АЙТКАЛИЕВОЙ - алматинская художница работает в собственной технике текстильной скульптуры. В этот раз создано нечто концептуальное, практически модель мира и внутренностей женщины одно­временно. Автор говорит:

Работа Марии АЙТКАЛИЕВОЙ.

- Это женская утроба, начало начал всегда там. Для меня это поэтическая метафора скрытого, потаенного. Впрочем, именно врачам открыто и доступно все. Кстати, я очень рада, что мои дети учатся на медиков, это замечательная профессия.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть