740

Год под знаком Сац

Он начался в театре, который создала в Алматы эта уникальная женщина и чье имя он теперь носит с гордостью. И начался со спектакля, посвященного ей.

Год под знаком Сац

Даты и поводы витают в воздухе. Режиссер Галина ПЬЯНОВА рассказывает, что еще летом пришла в театр и попросила дать ей возможность поставить спектакль о Наталии САЦ. Оказалось, что как раз в это время администрация думала, как отмечать юбилей - 120 лет со дня рождения Наталии Ильиничны.

- Я была уверена, что спектакль о театре необходим, - рассказывает Галина. - Особенно молодому поколению актеров, которые сейчас там работают. Они должны знать историю, с чего все начиналось. Я вообще последнее время очень много думаю как раз о том, что мы легко теряем корни, забываем свое прошлое. Единственное, чего я не хотела, так это делать юбилейный концерт или одноразовую “датскую” историю. Это должен был быть полноценный спектакль, который войдет в репертуар.

Идею руководство театра поддержало, несмотря на то что спектакль оказался внеплановым, а для театра это почти катастрофа. Репетировать и готовить новое представление приходилось буквально расталкивая локтями две другие премьеры, запланированные на начало сезона. Тем не менее спектакль “Сац” состоялся 10 ноября и практически попал на день рождения театра. Действие на сцене уносит нас в 7 ноября 1945 года, когда до открытия в Алма-Ате первого театра для детей и юношества остается всего час и идут последние приготовления к этому событию.

К юбилею Сац приурочена и выставка в фойе театра, и огромная стая голубых птиц, наполнившая его. Экспозиция SATS TIME создана с помощью государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина из Москвы. Один из крупнейших и старейших театральных музеев мира предоставил казахстанцам уникальные архивные документы и фотографии, которые раскрывают историю жизни, становления и успеха первой женщины - оперного режиссера, основательницы театра для детей в Казахстане и других странах Наталии Сац. Большинство экспонатов входит в фонд особо ценных документов. Эта экспозиция останется в фойе театра на весь сезон. Кстати, начался он с торжественной церемонии открытия мемориальной доски Наталии Ильиничны Сац.

Что касается спектакля, получилось невероятно яркое шоу. Создано оно по современным канонам, когда у автора нет желания провести зрителя по четкой сюжетной линии. Скорее стояла задача показать героя в разных ситуациях, представить пеструю россыпь историй, цитат из жизни, даже если они могут кому-то показаться скучными. Но так, по утверждению режиссера, говорила сама Наталия Ильинична, все взято из ее автобиографической книги “Новеллы моей жизни”.

Для нашего ТЮЗа этот спектакль беспроигрышный еще и потому, что вторая половина действия проходит в нашем городе. И за станком, на котором будет точить зубы волк, надо отправиться на Зеленый базар. Узнаваемые места, имена, пересечения с собственной историей - все это выжимает у зрителя ностальгическую слезу. На экране как подсказка все время появляются точные даты и места происходящего. А на сцене речь только о театре и о самом необычном его создателе, которая чудила по полной, верила в детей и волшебство. Поэтому и сама она выделяется на сцене эдаким ярким пятном.

- Сац - личность яркая, необычная, с мощными событиями биографии, - признается Галина Пьянова. - Она и в книге перескакивает с одного события на другое, поэтому и в спектакле некий калейдоскоп впечатлений. Трудно представить, что человек за свою жизнь с нуля создал шесть театров. Создал вопреки, несмотря ни на что... Мне кажется, нашей команде удалось войти в атмосферу того времени.

Вся история жизни Наталии Сац похожа на миф, это коллаж, сот­канный из огромного количества невероятных событий, встреч, судеб, трагических, великих, масштабных. И главное событие судьбы великой Наталии Сац - создание театра для детей.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть