6768

Ноль ноль первый

Именно такой номер стоит в удостоверении о присвоении звания народного артиста Казахстана, которое актёр Дулыга АКМОЛДА получил из рук президента

Ноль ноль первый

Нам удалось поймать его в гримерной родного Ауэзовского театра сразу после спектакля “Женитьба”. Естественно, разговор зашел о награде, ведь почетное звание народного артиста было упразднено в 1999 году. В 2022-м президент поручил вернуть его, и спустя год восемь человек были удостоены такой чести.

- Это было неожиданно для меня, - улыбается Дулыга. - Никто не выдвигал меня, нужных банкетов я не вел... Просто позвонили из Министерства культуры за несколько дней до вручения и пригласили в столицу. Я еще спросил: мол, что за награда, а то у меня график плотный, приезжать особо некогда. Но мне сказали, что вручать будет лично президент страны. А вот что именно - точно назвать затрудняются. Так что я отодвинул все дела и приехал в столицу. Между собой мы, прибывшие артисты, долго обсуждали, что это может быть за награда.

- Неужели никто из своих не шепнул по секрету?

- Вы не поверите, никто! Буквально перед самым вручением пошла информация в соцсетях, и нас все стали поздравлять, но мы не были до конца уверены. Потом была церемония в Акорде. Не скрою, мне было очень приятно, что моя корочка оказалась с номером 001.

- Обмывали звание долго?

- Как положено - приехал домой, сделал большой банкет для родни, друзей, родственников, коллег, всего примерно 500 человек позвал. Это очень дорогое для меня звание.

- Конечно, дорогое… Говорят, что вы самый высокооплачиваемый актер в нашем кинематографе. Неужели по 60 миллионов за фильм получаете?

- Ой ба-ай… Это старая история, кто-то пустил такой слух после сериала “Сержан братан”. Но на самом деле хорошо, когда зрители думают об артисте, что он дорогой, это придает веса и солидности. Я бы не хотел называть какие-то суммы, потому что у нас все актеры получают по-разному и понтоваться друг перед другом величиной заработка было бы некрасиво. Этот сериал принес мне огромную популярность, но и работа была трудная: зимой, на улице, много сцен, много партнеров.

- Вы только не обижайтесь, но у вас и рост не богатырский, и телосложение среднее, и возраст не романтический, да и вообще трудно назвать вас красавцем. Чем вы берете?

- Не знаю. Действительно, есть актеры-красавцы, а есть - как я. Никогда не прошу ролей, не добиваюсь их, даже не мечтаю что-то сыграть, просто стараюсь очень честно работать на сцене и перед камерой. И все приходит само. Я же ищу в каждом персонаже душу, характер, пытаюсь понять его, представляю всю его жизнь. Сценарист или драматург может просто констатировать, что человек хромает, а мне этого мало, я должен понять, почему он стал хромым, как это произошло, придумать историю. Если бандит, то почему таким стал? Целый роман про персонажа могу вообразить. А вот выучить слова - это последнее и самое простое в работе для меня.

- Тамадить и дедморозить вам уже не по статусу. Но в студенчестве подрабатывали?

- Конечно. Но я и тамадой был неплохим, и по четыре елки в день мог отработать в каникулярное время. Правда, чаще был не Дедом Морозом, а клоуном. Помню, первая сказка шла еще нормально, ко второй уже немного уставали и чуток выпивали, чтобы легче было работать. А на последней елочке мы уже были прямо навеселе, хорошие такие, с куражом, искренне веселили детей! По ночам на дубляж ездили на “Казах­фильм”, там мэтры наши озвучивали главных героев, а мы в эпизодах за толпу шумели. Вообще, я думаю, нынешняя молодежь везучая - в наше время ведь почти не снимали кино, рек­ламу, не было TikTok, так что особо выбирать было не из чего.

- Вас послушать, так вы прямо сутками только и делали что работали. Отдыхать-то успевали?

- Когда молодой, сил хватает на все. Как сейчас помню, мой сосед по общежитию каждый день буквально умолял: ну хоть сегодня приходи ночевать, а то одному скучно! Я обещал, что теперь уж точно вернусь вечером, выходил на улицу и… то друзей встретишь, то еще что-то - и понеслось. Мне было 20 лет, денег хватало, семьи не было.

- Интересно, что нынешнее молодое поколение актеров практически не пьет…

- И хорошо - значит, трезво мыслят. С другой стороны, раньше и общались больше. Я помню, всегда после спектакля к нам за кулисы приходило много народа: художники, музыканты, киношники, коллеги. Мы еще долго обсуждали, спорили на самые разные темы, и это было здорово. Да, выпивали, но мы не были алкашами, просто иногда сто грамм давали ощущение свободы, без которой артист не может жить.

А сейчас такая эпоха, когда ни у кого нет времени посидеть и поговорить, хотя бы чаю выпить вместе. Кстати, очень странно, что молодые кинорежиссеры сейчас прак­тически не ходят в театр, говорят, им это не нужно. Как это может быть? Это неправильно. И с актерами они так дотошно не умеют работать, как старые мастера.

Я, например, прекрасно помню, как попал первый раз в большое кино к режиссеру Сатыбалды НАРЫМБЕТОВУ. Когда он сказал, что заметил меня и, похоже, будет роль, я был на седьмом небе от счастья. Это было такое событие для меня… Мы много встречались, обсуждали персонажа, сценарий. А когда начались съемки в ауле, он не отпускал меня домой, даже когда я не участвовал. Говорил: это тебе школа на всю жизнь, сиди впитывай. Так и получилось.

- Приятно ходить на свои премьеры в кино?

- Ой, вот этого я не люблю, потому что очень волнуюсь. Переживаю, как получилось. Есть такая поговорка у нас: экран покажет. Ты никогда не знаешь, что в итоге будет. Поэтому мне легче самому посмотреть, понять все недочеты, а потом уже не страшно и кому-то работу показывать.

- Какая самая приятная часть народной любви?

- Она в том, что, особенно после сериала “Сержан братан”, в театр пошли молодые люди, звонили, спрашивали, в каких спектаклях я играю, и покупали билеты. Вот это очень приятно для меня. Еще очень часто молодые люди говорят, что раньше не смотрели казахстанское кино, а сейчас оказалось, что оно разное и интересное.

- Вы вроде ведете соцсети, но там особо информации нет. Не любите делиться личным?

- Инстаграм за меня ведет специальный человек, я же вообще не люблю этот мир красивых картинок. Мне ближе Фейсбук, там можно серьезно обменяться мнениями. А вообще, соцсети занимают столько времени, которого вечно не хватает. Пока посмотришь, потом надо еще всех друзей полайкать…

- И все же кто у вас жена, как вы познакомились?

- Жена не актриса, но она работает здесь же, в театре. Это ее выбор. Она ходила на все мои спектакли, много раз дарила цветы, а потом однажды я увидел ее в коридоре театра и был удивлен. Оказывается, она ушла из Министерства финансов и устрои­лась на административную должность к нам, чтобы быть поближе. Говорит: мол, все равно каждый вечер здесь.

- И вы не почувствовали опасности?

- Наоборот, очень хорошо, она видит актерский мир, знает и понимает мою работу. Мы и поженились прямо здесь, в театре, в 1999 году. Жаль, в то время не было традиции все снимать на видео и на камеру, все было достаточно скромно. Вообще, она у меня творческий человек по натуре.

- Так выходит, что она вам больше цветов дарила, чем вы ей?

- Получается так. Сейчас у нас уже три взрослые дочки. Старшей 23 года, она работает в музее искусств им. Кастеева, средняя была прирожденной актрисой, но заинтересовалась языками, сейчас учится в Корее. А младшая мне особенно близка тем, что ей передалась моя страсть к рисованию. Она решила, что будет дизайнером. Так что младшая дочка воплощает мои мечты, это очень сближает нас.

КСТАТИ

Помимо Дулыги Акмолды в 2023 году в чис­ле первых возрожденное звание народного артиста Казахстана получили актеры театра и кино Динмухамед АХИМОВ, Михаил ТОКАРЕВ, солисты оперы Талгат КУЗЕМБАЕВ, Шахимардан АБИЛЕВ, преподаватель консерватории им. Курмангазы Рамазан СТАМГАЗИЕВ, кюйши Айгуль УЛКЕНБАЕВА и певец Димаш КУДАЙБЕРГЕН.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть