521

Его величество звук

Саундрама “Mamluk. Султан Бейбарыс” для зрителя -как машина времени.Не зря этот жанр называют жонглированием искусствами, синтезом драмы, пластики, звука.

Его величество звук

Весь этот микс - для пользы дела. Погружаешься в постановку настолько, что, выйдя на улицу, даже обалдеваешь слегка - новостройки, оживленный проспект. Стряхиваешь пыль веков и ныряешь в современность. А в голове все еще стучат барабаны, хрипят трубы, ветром в степи заунывно поют струнные.

Премьера нового спектакля прошла в театре традиционного искусства “Алатау”. Коллектив (он в постановке задействован полностью) готовил ее почти полгода. Специально к 800-летию легендарного правителя и полководца султана Бейбарыса. Режиссер Фархад МОЛДАГАЛИ, разумеется, далеко не первый, кто взялся разгадать феномен отца побед. Как и его предшественники, он обращался к помощи историков и литераторов, даже фильмов. За основу постановки взял, на его взгляд, самые красноречивые факты: паренек из кыпшакских земель, просто раб, без судьбы и особых притязаний. Продан был за 800 дирхемов. И взобрался на самый верх иерархической лестницы, занимал весомый руководящий пост в Мамлюкском государстве. Причем в историю вошел как гарант стабильности и положительных преобразований.

На диалогах героев режиссер, если можно так выразиться, не заморачивался. То ли веяние времени, то ли следование канонам жанра саундрамы. Их сократили, насколько это возможно, дав больше возможностей для визуализации. А те, что остались, признаться, местами просто сбивают внимание зрителей: ты словно летишь по шелку трассы, следуя за звучанием, растворившись в картинке происходящего на сцене, и тут - кочка. Однако некоторые знатоки тут же отметили: это позволяет сделать передышку, сбавить накал.

- Мы старались сделать постановку максимально современной. Этой личности уже посвящено немало исторических драм. Нас интересовал Бейбарыс как человек со своей историей и личной трагедией. И вот это его человеческое и раскрывается в каждой новой сцене, - объясняет Фархад Молдагали.

Словом, идти на Mamluk стоит ради картинки - она шикарная: от деталей костюмов, дотошно стилизованных и даже местами карнавальных, до тонко вписанных восточных нот - соблазнительные, в струящихся нарядах обитательницы гарема султана, зычный голос призывающего на молитву муэдзина, волнующий напев домбры, звуки природы. Зрительницы, к слову, на спектакле рискуют беспробудно влюбиться: исполнитель главной роли Асет ЕСЖАН просто концентрат маскулинности. Под стать султану, покорителю сердец, и мужская массовка - статные молодцы, даже сражаясь, танцуют, резвятся с холодным оружием.

Для любителей мистики тоже есть кое-что, чтобы пришпорить воображение: режиссер ввел в постановку молчаливых (но вовсе не тихих! одно их выступление на барабанах чего стоит!) персонажей в вороньих масках. Они как посланники рока, непростой судьбы, следуют за героем от колыбели до могилы.

В саундраме, новом пока для театра направлении, коллектив задействован впервые. Это было как вызов. Считают, что справились. И делятся планами: в ближайшее время пять артистов труппы отправятся в Гонконг на международный фестиваль, посвященный празднованию Наурыза.

Юлия ЗЕНГ, Алматы

Поделиться
Класснуть