929

Снова в моде

В Алматы проходит сразу несколько ярмарок ремесленников, но мэтры решили собраться в креатив-хабе на улице Маркова. И устроить не столько продажи, сколько смотр и показательные выступления, фестиваль номадов.

Снова в моде
Жолауши ТУРДУГУЛОВ продемонстрировал искусство ортеке.

Удивительно видеть столько легендарных персон в одном месте. Жолауши ТУРДУГУЛОВ - мастер по изготовлению музыкальных инструментов, он даже не может сосчитать, сколько домбр и кобызов прошло через его руки. Одна из работ находится в музее музыкальных инструментов в Аризоне. Жолауши радуется, что домбра снова стала популярным инструментом, люди учатся играть на ней и не просто берут серийные образцы, а как в старину приходят со своими идеями, просят или дизайн под себя, или какие-то особые требования высказывают.

На фестиваль Жолауши принес не только образцы, но и коронный сюрприз. Как только собиралось достаточно посетителей, мастер с удовольствием показывал “ортеке” - нечто среднее между древним обрядом, игрой и развлечением для детей. Исполнитель цепляет лески к своим пальцам, играет, и вслед за его движениями два игрушечных козлика на стоящей рядом платформе начинают скакать. Это не театр, где есть сюжет, движения фигурок произвольные. Но поскольку в этом представлении задействованы два персонажа, Жолауши говорит, что это танец любви, и посвящает его всем зрителям.

Ювелир Сериккали КОКЕНОВ рассказывает о традиционных украшениях.

Кто-то из мастеров берет традиционные техники и использует в современных работах, например, Зейнельхан МУХАМЕДЖАН один из адептов казахской традиционной вышивки, педагог, обучающий этому ремеслу всех желающих, давно ушел в модерн и пользуется вышивальным крючком, чтобы создавать настоящие картины. 
В этом жанре он уникален. Рядом еще одна редкая мастерица из Семея Сейлбег АСХАН, она тоже работает в технике биз кесте, но тут уже никакого модернизма, никакого абстракционизма. 

Сейлбег АСХАН вышивает тускиизы и тюбетейки без всяких эскизов.

Только аутентичные орнаменты и невероятной красоты тускиизы. Последние созданы точно по канонам старинных. Через руки мастерицы их прошло уже столько, что она не рисует орнаменты, а, сделав для симметрии наметку, сразу начинает работу.

- Все эти орнаменты у меня в голове, - рассказывает Сейлбег, - я специально не делаю эскизов на ткани. Нас так учили мастера - если все будет идеально ровно и точно по лекалам, то исчезнет ощущение рукотворности таких вещей. Всегда узор должен быть живым - тут чуть толще, тут чуть тоньше, тогда он начинает танцевать, есть ощущение движения.

На небольшой, примерно с квад­ратный метр тускииз уходит около месяца кропотливой работы. Если же заказ на большое украшение, то приходится корпеть намного дольше. А работа такая сложная, что потом неделю надо давать отдых рукам и спине.

- Это здорово, что сейчас одеж­да в этническом стиле стала популярной, особенно молодежь остро чувствует это, - радуется другая мастерица Улболсын ДАУЛЕНОВА из Алматинской области. 

Улболсын ДАУЛЕНОВА - мастер по войлоку.

- Мне только жаль, что сейчас нет традиции дома рукодельничать, раньше ведь в каждой семье шили, вышивали, мастерили. Мы сами много раз видели, как бабушки валяют войлок, что-то делают своими руками, а вот уже наши дети, тем более внуки знают обо всем этом, только посещая музеи. Даже в аулах никто не хочет заморачиваться с рукоделием, проще купить готовое. Бабушкины войлоки и кошмы люди порой просто выкидывают, считая их рассадником моли и пыли, хотя это не так. Хороший войлок легко носить в любом виде, а дома он чистит воздух. Но я думаю, что постепенно мы вернем моду на золотые ручки.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть