4621

Арсен БАЯНОВ: У всех были гастрольные жёны

     Документальный фильм Арсена БАЯНОВА “Американские звезды джаза в Астане” будет показан в США на новом канале про джаз под названием BeBop TV. И это не единственное достижение алматинского музыканта, писателя, журналиста и режиссера. Он стал лауреатом премии Союза журналистов Украины благодаря еще одному своему фильму - “Алма-Ата - город-джаз, город-блюз, город-рок-н-ролл”, а его книгу “Алма-Ата неформальная” покупают и читают на Украине и в России.

- Понятно - Россия и Украина. но чем вы так поразили родину джаза, что ваш фильм взялись показывать там на новом специализированном музыкальном телеканале?
- Наш фильм показал четыре дня из жизни легендарных звезд современного мирового джаза - музыкантов группы “Ист-Драйв”, Маркуса МИЛЛЕРА, основателя стиля фьюжн Билли КОБЭМА, “человека-саксофона” Билла ЭВАНСА и гитариста по прозвищу Капитан-пальцы Ли РИТЕНАУРА, когда они участвовали в фестивале JAZZIA, проходившем в Астане во время Дней культуры на EXPO-2017. Думаю, многие в Америке даже не знают о существовании нашей страны, а оказывается, здесь есть ценители настоящего джаза. Для них Азия - это завывания шаманов, звуки домбры, гуляющие по степи верблюды, а тут мы показываем виды современной Астаны и со знанием дела берем интервью у легенд джаза. Это такой взгляд со стороны на их музыку.
- Может, вам удалось что-то подглядеть, эксклюзивно показать какое-то закулисье?
- Были звезды, у которых мы не смогли взять интервью, потому что они прилично перебрали спиртного и не могли к концу вечера разговаривать. Но об этом в фильме мы не говорим. Во-первых, вдруг они еще приедут к нам, и как бы мы смотрели им в глаза, если бы вывернули в этом фильме их грязное белье. Во-вторых, я, как музыкант, за свою жизнь всякого насмотрелся, и многие вещи мне кажутся просто обыденными.
- Ну, наверное, это несравнимо - жизнь избалованных западных звезд и жизнь наших примерных музыкантов из легендарной группы “Дос-Мукасан”. Тем более что вы были барабанщиком “золотого” состава этой группы, а значит, образцово-показательного периода существования коллектива.
- Я начал работать в группе с 1975 года. Потом был период, когда за пьянки-гулянки меня выгнали. Я ушел работать в ресторан, а через два года, когда им нужен был барабанщик, они все-таки позвали меня назад, потом опять попросили… Именно на мне решили показать, что так нельзя себя вести, хотя остальные музыканты были не лучше, и я мог бы сказать им: “На себя посмотрите!”
- Неужели все пили и гуляли?
- Конечно! Что такое “Дос-Мукасан”? Это постоянные гастроли, а после концертов, как правило, банкеты. Естественно, гуляли и пили. И конечно, со временем у нас в каждом городе появились девчонки, так называемые группис - гастрольные жены.
- То есть то, что сейчас показывают во многих зарубежных ток-шоу, когда у многих известных артистов и музыкантов спустя годы находятся нелегальные жены и внебрачные дети - это правда? И если копнуть наших, казахских, музыкантов, то будет то же самое?
- Еще как! Если не у всех, то у многих. Мы же гастролировали по всему Союзу - от Прибалтики, где нас очень хорошо всегда принимали, до Дальнего Востока, Татарского пролива и дальше на север, где в сентябре уже снег лежит. Вот так благодаря “Дос-Мукасану” поездили! И хотя возраст уже не тот, чтобы о таком говорить, но иногда вспоминаешь, и очень приятно...
- Значит, и у вас были такие жены?
- Были. Что уж теперь... Все же мы были молодые!
- А за что конкретно вас выгнали первый раз из группы?
- Ну вот, например, был такой случай. Мы ехали на поезде из Жезказгана в Караганду. Было часов шесть вечера, поезд остановился на станции Жана-Арка, и я выскочил за пивом. Смотрю: милиционеры бьют какого-то парня несчастного. Я подбежал и говорю: “Что вы делаете? Разве так можно?” А они мне: “Ах ты, шала-казах, будешь еще нам тут указывать!” Скрутили мне руки, повезли в какое-то отделение где-то в степи и закрыли в камеру. А поезд тронулся, и наши ребята-музыканты уехали, даже не заметив, что я остался. Только под утро пришел один милиционер и сказал, что приказано отправить меня в Караганду. Оказалось, что мою пропажу заметили и стали меня искать. Найти удалось через отца нашего Нуртаса КУСАИНОВА - он был очень большой начальник в милиции, по его личному указанию меня и искали. И такие истории со мной происходили часто. То я на самолет опоздаю, то концерт чуть не сорву! Хотя, повторюсь, многие в группе пили так же, как и я, многие тоже были замешаны в разных историях, но почему-то именно на мне демонстрировали воспитательные меры.
- Чувствуется, что вам до сих пор обидно…
- За то, что выгоняли, - нет. А вот когда без меня уехали на полгода работать на теплоходе, который возил американских туристов, я сильно обиделся. Было это в 1976 году: мы полетели в Одессу, откуда на воду спускали пять или шесть новых теплоходов, которые обслуживали советские граждане. Один из теплоходов назывался “Казахстан”, и, соответственно, играть на этом лайнере пригласили казахстанских музыкантов из “Дос-Мукасана”. Уже на месте нам неожиданно сообщили, что мою кандидатуру зарубил КГБ. И я один вернулся в Алма-Ату, а они плавали без меня у берегов Северной Америки. Новый Орлеан, Карибское море, Колумбия, разные острова, шесть стран, заветный голливудский холм, джинсы - представляете? Вот тогда обида у меня была страшная!
- Из-за обид вас не было на праздничном концерте в честь 50-летия группы “Дос-Мукасан”, который проходил этим летом?
- Не только меня там не было. Допустим, клавишник Багдат АЙДАРХАНОВ тоже с самого начала не хотел идти. Я считаю, если отмечается такой юбилей, то надо дать возможность всем музыкантам, кто когда-то был в группе, поиграть на сцене. А они устроили какой-то юбилейный концерт, в котором играли другие люди, выступали какие-то группы, а свои ветераны не были допущены. Хотя я, как участник “золотого” состава, который гремел на весь Советский Союз и с которым были записаны две пластинки, с удовольствием бы вышел и сыграл. Ведь так делается во всем мире - пусть даже музыкант уже и играть не может, но он выходит и хоть раз ударит по струнам или клавишам. Ну пусть это будет на их совести, а мне все равно: ведь у меня и так все сложилось хорошо - выходят книги, фильмы.
- Но после ухода из “Дос-Мукасана” ваша музыкальная карьера не закончилась?
- А материальное положение даже улучшилось. Хотя в группе и была приличная ставка - 25 рублей за концерт, но, уйдя в ресторан, я имел за один вечер от 10 до 25 рублей. Представляете, какие это деньги, если средняя зарплата была 120 рублей?! Устроиться в эту систему, чтобы в дальнейшем играть в ресторане “Алма-Ата” на проспекте Коммунистическом я смог только благодаря нашему Шарипу ОМАРОВУ, который в то время был уже, кажется, вторым секретарем горкома комсомола. На втором этаже играл большой оркестр с дудками, а я работал на первом, где было молодежное кафе. В итоге мы собрали классную команду и успешно играли кавер-версии на английском языке. Тогда началось время, когда в рестораны стали приходить толпы физкультурников - борцы, боксеры. Это были так называемые рэкетиры, которые брали мзду с руководства ресторанов и вокруг которых вечно вились какие-то сомнительные личности, проститутки. Эти физкультурники одним ударом вырубали любого, и многие тогда ходили с оружием, с ножами. Я ходил на работу как на войну. Помню, мы играли, а к нам через зал идет, согнувшись и держась рукой за живот, парень. Подходит, убирает руку, а у него в животе дырка, из которой хлещет кровь. “Сыграйте мне, - говорит, - деньги потом отдам!” Вот такие были времена.
- То есть вы с головой окунулись в злачную жизнь столицы, которую позже описали в своей книге “Алма-Ата неформальная”?
- Именно так: я писал то, что видел сам. А писать стал согласно логике моего развития. Закончив алматинскую школу номер 15 с английским уклоном, я пошел учиться в политех, как хотел мой отец. А музыкой занимался в самодеятельности, и в этот момент меня пригласили в “Дос-Мукасан”. Политех я забросил, поступил в институт иностранных языков, но и его не мог посещать из-за гастролей. А вот образование филолога я все-таки позже заочно получил в КазГУ, потому что уже тогда у меня были писательские опыты. И именно благодаря им из музыки я ушел в журналистику. Но музыка осталась моей страстью по жизни, поэтому я написал сценарий к фильму “Алма-Ата - город-джаз, город-блюз, город-рок-н-ролл” и в итоге снял его как автор и режиссер. Ну а дальше вошел в раж!
- Кстати, если в Алма-Ате все было так, как вы рассказываете, то почему многие сейчас тоскуют именно по тому городу?
- Наверное, прежде всего это ностальгия по молодости. А вообще, очень жаль, что мы не смогли взять оттуда все самое лучшее и совместить с нынешним. Я в свое время учился в трех институтах - и все это образование было бесплатным. Школы и детсады были тоже бесплатными, а какая великолепная была бесплатная медицина! Про отношения между людьми вообще молчу: это сейчас человек человеку волк, а тогда советская власть декларировала, что человек человеку друг. И во многом так было на самом деле, у людей было воспитание. И не было у власть имущих таких дворцов в горах, не было никакой недвижимости за границей. Теперь мы понимаем, что жили в теплице - были ограничения за ее пределами, но для людей внутри был создан особый комфортный мир.
- А как вам реконструкция города, которую сейчас все ругают? Вы скучаете по старым алма-атинским улицам?
- Здесь у меня другой взгляд: город развивается, здания приходят в негодность, и их надо реконструировать. Но все должно быть в меру: можно же бережно относиться к каким-то историческим объектам, но при этом наводить порядок вокруг. Возьмите улицу Панфилова - согласитесь, что очень красиво ее сделали.
- В начале лета вы проводили в Алматы рок-н-ролльную благотворительную акцию With A Little Help From My Friends, во время которой показывали ваш документальный фильм “Алма-Ата - город-джаз, город-блюз, город-рок-н-ролл” и на которой выступали ветераны казахстанского рока. Народу на мероприятие собралось очень мало, и вы сказали, что это печальный знак: мол, Алматы скатывается в феодализм и вообще наша культура падает…
- Я надеюсь только на то, что когда-то все восстановится и Алматы вновь станет очагом культуры, а пока, к сожалению, бал правит той-бизнес. А может, те люди, которые переехали из Алматы в Астану, смогут там построить новую культурную столицу. Вот такие у меня оптимистические прогнозы и желания!

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть