1123

“АртБатФест” - грустный праздник

Танцы по-итальянски.

В минувшие выходные в Алматы стартовал пятый “Арт­БатФест”. Многие зрители, следящие за этим красочным событием, отметили, что, став юбиляром, фестиваль современного искусства поскучнел и поубавил драйва.

Организаторы уверяли, что фестиваль максимально ориентирован на городского жителя, то есть, по идее, должен быть понятен и интересен именно ему. И что, вверяя кураторство над проектом иностранному специалисту Кристине ШТЕЙНБРЕХТ-ПФАНДТ, наш Арбат вывели на мировой уровень. Возможно, серьезные критики и придут в восторг от произошедшего, но старт, то есть самая красочная часть фестиваля, оставил весьма грустные впечатления.
Официальной отправной точкой был назван вечер пятницы, когда на Арбате уже должны были быть установлены пять объектов и там же должны были состояться перформанс “Суп для друга” австрийского гостя Рэне ШТЕССЛ и танцевальный спектакль итальянца Сальваторе ВИВИАНО.
Оказалось, что к назначенному часу на Арбате не успели установить все объекты. Солнце сейчас садится раньше, поэтому скудное искусственное освещение нашего Арбата больше располагало к прогулкам под ручку, чем к уличным спектаклям. Перформанс вообще смогли увидеть только те зрители, кто подошел вплотную к столам. Но и они задавались вопросом: что же происходит? Те, кто зашел на сайт фестиваля и прочитал анонс, конечно, сообразили, что это воплощение притчи о том, что ад, это когда есть еда, но невозможно положить ее в рот из-за неудобных столовых приборов. А рай - это когда мы готовы покормить друг друга. Для проходящих мимо горожан это был странный дастархан под открытым небом. Вздох облегчения прокатился по толпе, когда откуда-то из темноты вынырнул камерный ансамбль и над мостовой поплыла проникновенная музыка. Впрочем, как раз этот момент к современному искусству не имеет никакого отношения. Хореографический перформанс заключался в том, что под классику на мостовую вышли с десяток человек (из них двое мужчин) совершенно не балетного сложения, но одетые в пачки и начали импровизировать. В программе фестиваля интригующе призывали застенчивых и скромных держаться подальше от Сальваторе! Зрелище, конечно, очень веселое для любого корпоратива или вечеринки, но как-то слабо входящее в число смелых современных арт-решений. Поскольку мужчина в пачке за последние несколько десятилетий стал слишком обыгранной темой.
Что касается концепции в целом, то “АртБатФест” заболел типичной современной болезнью, когда все красиво изложено и завернуто в эффектные слова, вот только за этим трудно разглядеть суть. Еще реже возникает ощущение, что ты уносишь с собой не фотку для странички в соцсетях, а какое-то ценное впечатление или переживание.
Плюс к этому традиционный минимум информации о событии. Нет, в рекламных билбордах недостатка нет, но все они сообщают про фестиваль, а не о том, где и когда пройдут его события. Наконец, самое печальное, хотя бесспорно субъективное впечатление - это первый за пять лет фестиваль, на котором гости так явно превалировали над нашими художниками...

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть