1883

Баянист и рад стараться!

Международный фестиваль баяна и аккордеона уже стал визитной карточкой южной столицы. В третий раз сюда съехались музыканты-виртуозы из России, Киргизии и всего Казахстана, чтобы устроить настоящее пиршество звука и мелодий. Гвоздем программы стало соло одного из самых лучших баянистов мира - Юрия ШИШКИНА (на снимке). Мы побывали на мастер-классе маэстро и узнали, насколько талантливы музыканты Алматы.

На кафедре баяна и аккордеона в консерватории им. Курмангазы в эти дни особенно оживленно. Юные дарования спешат пообщаться с участниками фестиваля: ведь не каждый день удается получить советы от известных мастеров.
Что будем исполнять? - интересуется Юрий Шишкин у одиннадцатилетнего Темирлана АХЫМБЕКА.
Саратовские переборы и сюита «Сувениры», - произносит волнуясь Темирлан.
Юный баянист растянул меха и по залу поплыли чарующие звуки.
Маэстро дослушал композицию и, улыбаясь, произнес:
У нас это марш, правильно? Но почему-то у тебя иногда солдаты идут, хромая на одну ногу. На левой руке получается один аккорд короткий, а другой - длиннее.
Вняв советам мастера Темирлан исправил ошибки и мелодия зазвучала совсем по-другому.
- Очень талантливый и музыкальный парнишка, - сказал нам после урока Юрий Шишкин. - Такие бриллианты встречаются нечасто. Думаю, у него большое будущее.
- Кроме музыкальности и желания играть, что еще главное для баяниста?
Нужно для себя решить: кем ты хочешь быть -баянистом или музыкантом. Надо забыть о баяне и думать о музыке. Мне повезло, я встретил хорошего учителя Вячеслава СЕМЕНОВА, который вообще не говорил со мной об инструменте. Мы разговаривали о симфонических оркестрах, музыкантах, мировой культуре и я реально ощутил, что хочу творить. Хотя баянистом я стал против своей воли. Я мечтал быть художником, а мама видела меня музыкантом. Папа ей в этом помогал, особенно его правая рука (смеется).
- Вы частый гость на различных фестивалях. Какой-то из них вас особенно впечатлил?
Фестиваль в Китае. Это самое впечатляющее и масштабное мероприятие по количеству участников и талантов.
Баян
- Говорят, что у баяна должен быть один хозяин. Правда?
Инструмент становится твоим продолжением. Он впитывает твою энергетику: какой ты, такой и звук. Это самый универсальный инструмент, который может практически все. Даже заменить оркестр. При этом он очень чувствительный буквально ко всему. Как-то я играл в Колумбии в концертном зале на высоте 2000 метров и у меня верхние ноты правой руки не строились с нижними нотами. Мне было очень тяжело играть. Оказалось, что так на баян действует разряженный воздух. Баяны быстро изнашиваются. За время своей творческой деятельности я сменил уже шесть инструментов. Они всегда чувствуют, когда с ними собираются расстаться, - начинают ломаться. Был случай, когда баян упал на пол с кресла, хотя я всегда слежу за тем, чтобы он устойчиво стоял.
- Кстати, как за рубежом воспринимают исконно русский инструмент?
Если сказать шведу, что баян исконно русский инструмент, – он обидется. Финн может ответить: «Как баян русский? Это наш национальный инструмент!». В каждой стране он со своим калоритом и системой исполнения. Например, во Франции нота «До» не на том ряду, на котором у нас, а на противоположном, а финскую систему невозможно сыграть никому. В Европе стараются исполнять на баяне только музыку, написанную для этого инструмента, а в России всегда выходят за рамки возможного, играя мелодии для пианино, скрипки. Этим мы приводим их в смятение.
- Про вас говорят, что вы играете душой...
- Это правда. Звук – носитель информации. Я стараюсь играть так, чтобы слушатель узнал что-то новое для себя, то, что никогда не мог услышать и узнать.
- Если бы вы не стали музыкантом, то какую профессию выбрали?
Был бы актер театра или художник. Но я рад, что стал музыкантом и благодарен за это своим родителям и учителям.
- Что скажите про казахстанских баянистов?
- На фестиваль в Алматы я приезжаю уже второй год и каждый раз открываю для себя пару талантливых ребят. У вас свои глубочайшие корни исполнительства на баяне и аккордеоне. История хранит славные имена акынов-гармонистов, которые пользовались всенародной любовью. Нынешнее поколение музыкантов с честью продолжает эту традицию.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть