2889

Играй, баянист!

     Виртуоз Илья ГУРСКИЙ (на снимке) вернулся с международного музыкального конкурса, проходившего в Италии, с победой сразу в двух номинациях! Но в родном Семее триумфатора поздравил лишь подвыпивший сосед…

В Семее городской акимат регулярно приглашает журналистов на торжественную встречу на вокзале земляков, занявших призовые места на различных соревнованиях и конкурсах. Однако двойная победа на итальянском конкурсе 25-летнего солиста городской филармонии имени Амре Кашаубаева и преподавателя детской музыкальной школы № 1 осталась незамеченной.
- Меня сосед во дворе встречал, - с улыбкой говорит Илья. - Пусть один и немного навеселе. Но зато от души! По мне, это лучше, чем когда танцоры приезжают с конкурса в Усть-Каменогорске и устраивают праздник на весь мир. Потому что третье место заняли. Хотя, конечно, хочется внимания. Не ради себя, а ради других. Говорили с председателем жюри. Он удивляется, почему в Казахстане столько талантливых баянистов и нет спонсоров. Говорит: “Устрой шумиху, пообщайся там, пообщайся сям. И на следующий год собирай группу и привози на конкурс!”
Раскруткой баяниста занялась его старшая сестра, которая уже год живет в Новосибирске. Александ­ра распространила информацию о победе брата по казахстанским сайтам и социальным сетям. Она же обратилась ко мне с просьбой написать о его успехах. Во время нашей беседы Илья говорит все как есть, ничего не утаивая и не приукрашивая. Редкое сейчас качество…
Его отец Павел Михайлович ГУРСКИЙ - известный тренер по фехтованию. Почему же выбор Ильи пал не на рапиру, а на баян?
- Отец отвел меня и на фехтование, и на баян. Когда же стало трудно совмещать, выбрал баян. Не потому, что лучше получалось. А потому, что ходить в музыкальную школу было ближе. Не раз хотелось бросить. Дома чуть ли не до истерик доходило. Мне в школе было стыдно говорить, что играю на баяне. Потому что у всех баян ассоциируется с частушками. Сразу картинка: разухабистый гармонист - первый парень на деревне с ромашкой на фуражке!
Да, Илья совсем другой. Как натянутая струна. Даже когда он улыбается, щемящая грусть во взгляде не исчезает. Такими обычно представляют пианистов или скрипачей. Неудивительно, что больше всего Илья Гурский любит исполнять на баяне именно классическую музыку.
- В музыкальной школе я играл тремя-четырьмя пальцами. Какой Моцарт? Какой Бах? - усмехается баянист. - У меня вообще не было никакой техники. Но главное, что мне привили в музыкалке, - это упорство. Бывало, учитель задерживал меня до восьми часов вечера. И я ковырялся, ковырялся…
Илья раскрыл для себя возможности баяна и собственные в новосибирском областном колледже искусств.
- Мне очень повезло с преподавателем! Он параллельно преподавал в консерватории. Сильнейший исполнитель. Он стал меня переламывать. Началось с элементарного - я научился играть всеми пальцами, ровно держать спину. Без него просто не смог бы сделать такой рывок в исполнительском мастерстве.
В колледже Илья впервые начал исполнять классическую музыку. Тогда же он в первый раз съездил на серьезный международный конкурс в Испанию, откуда вернулся лауреатом. Было так естественно, что пода­ющий надежды музыкант поступил в Новосибирскую консерваторию. Но все закончилось, даже толком не начавшись.
- Я успел отучиться месяца два от силы, как сцепился с двумя студентами с оркестрового отделения. Ректор не стал разбираться, кто первый начал драку. Отчислил всех участников конфликта с волчьим билетом, - вздыхает Илья.
Тогда он воспринял свое отчис­ление как трагедию. Продолжать связывать свою жизнь с музыкой бывший студент больше не видел смысла. Но после тяжелого развода именно баян стал для Ильи отдушиной.
- Я снова серьезно занялся инструментом. Постепенно начал набирать форму. Для нового витка развития необходимо было принять участие в конкурсе. Желательно в международном. И тут поступает приглашение на конкурс в итальянском городе Ланчано, где принимали участие сильнейшие баянисты с Украины, из России, Сербии, Болгарии, Италии, США, Кореи, Китая, Словакии, Сингапура! Перелет и еще неделя проживания - все это вылилось во внушительную сумму. Моих сбережений точно не хватило бы. Спасибо отцу за помощь.
Илья признается, что, когда собирался на 28-й международный музыкальный конкурс Prize of Lanciano, даже не рассчитывал попасть в тройку призеров.
- Самое главное было показать свои силы. А что касается судейства, это для меня больная тема. Не секрет, что в серьезных конкурсах для баянистов в России рулит кумовство. На Кубок мира сколько раз приезжали ребята, которые играли лучше всех, но получали только вторые-третьи места. А в Ланчано бессменный председатель жюри и вдохновитель конкурса - выходец с Украины Владимир ЗУБИЦКИЙ. Он лет 30 назад эмигрировал в Италию, но поддерживает тесные связи с родиной. И что можно было подумать, когда на конкурс приехали два автобуса участников с Украины? - улыбается Илья.
Но вскоре ему пришлось убедиться, что он ошибался. Призовые места заняли сильнейшие. Баянист из Семея оказался среди них. В номинации “Варьете”, где исполнялись эстрадная музыка и джаз, Илья в своей возрастной категории завоевал Гран-при. Он набрал 98 баллов из ста возможных! А в номинации “Классика” разделил первое место с участником из Болгарии. Эта награда для Ильи самая выстраданная.
- Когда учился в Новосибирске, впервые вживую услышал звучание органа, влюбился без памяти в этот инструмент. Научиться играть на баяне органную музыку оказалось крайне трудно. Но дорогу осилит идущий. Вот и на конкурсе в Ланчано я сделал главную ставку на органную фугу Баха. Оказалось, никто из участников это больше не рискнул сделать. Потому что это верх сложности. Нужно сыграть четыре голоса. Все живут своей жизнью. За всеми надо уследить. Каждый голос должен прослушиваться. Мозг просто перегревается. Пока играл 12 минут, с меня семь потов сошло!
Город, где проходил конкурс баянистов, привлекает паломников и туристов со всего мира благодаря Ланчанскому чуду, признанному не только католической церковью, но и научным миром. Согласно церковному преданию в VIII веке во время Божественной литургии, которую служили в церк­ви города Ланчано, пресный хлеб и вино превратились в человеческую плоть и кровь. В истории церкви записаны подобные случаи, но преобразования носили временный характер, плоть снова превращалась в хлеб, а кровь - в вино. Во время Ланчанского чуда обратного преобразования не произошло. В 1970 году доктор Одоардо ЛИНОЛИ из гос­питаля Ареццо взял пробы обоих компонентов на анализ и пришел к выводу, что плоть является фрагментом мышечной ткани сердца человека, а жидкость - кровь группы АБ. Какое впечатление произвело Ланчанское чудо на Илью?
- Я стоял в метре от артефакта. Плоть похожа на иссохшее дерево. Кровь - затвердевшие шарики. Еще во время обучения в колледже я носил крестик, ходил в церковь. Но чем больше я видел, сколько несправедливости вокруг творится, как страдают дети, тем больше отдалялся от религии… Вот древние улочки Ланчано меня действительно заворожили! Там буквально все пропитано духом Средневековья. До сих пор остались скобы, куда крепились факелы. Идешь, и кажется - в затылок дышат инквизиторы!
Перед вылетом Илья вместе с другими призерами конкурса принял участие в гала-концерте, который организовал для жителей мэр 36-тысячного городка. Зал театра Фенароле был переполнен! А как можно услышать вживую исполнение Ильи Гурского в родном городе? Оказалось, никак.
- От филармонии в последний раз выступал в прошлом году в Усть-Каменогорске, - говорит Илья. - Один номер сольный, один - с оркестром. В детской музыкальной школе играл, когда еще учился в колледже - в 2013 году. Пришли человек тридцать - родственники и знакомые. При том, что концерт был бесплатный… Вот и получается, что сейчас мне легче выступить за пределами Казахстана, чем в Семее. Когда был на конкурсе в Ланчано, получил приглашение выступить в Горно-Алтайске и Казани. Не знаю, может, что-то изменится. Хотелось бы в это верить, но плохо получается.

Милана ГУЗЕЕВА, фото из личного архива Ильи ГУРСКОГО, Семей

Поделиться
Класснуть