2270

Карим РАШИД, дизайнер: Стиль - ничто, удобство - всё!

Алматы не хватает прогрессивных и модерновых зданий, которые сделают город более брендовым и привлекут туристов, считает известный промышленный дизайнер Карим РАШИД (на снимке). В четверг он посетил южную столицу с лекцией “Дизайн как формирование глобальной культуры”.

Мировые таблоиды называют Карима “Дизайнером Вселенной”. Он родился в Египте, вырос в Канаде, а курсы дизайна окончил в Неаполе. Автор около трех тысяч разработок от мебели и модных аксессуаров до масштабных архитектурных проектов. Его творения удостоены более трехсот наград престижных конкурсов, а свыше 70 работ находятся в постоянных экспозициях мировых музеев.
- Дизайн имеет огромное влияние на нашу жизнь, - говорит Карим. - В течение дня каждый из нас соприкасается физически или взглядом с 600 предметами, поэтому каждая вещь или решение должны быть удобными, дешевыми и высокотехнологичными. К сожалению, материальный мир пока сильно отстает от цифрового, и нередко новые технологии остаются невостребованными. Меня часто спрашивают, где мне лучше всего работается. В самолете. Там я остаюсь один, надеваю наушники, слушаю любимую музыку и творю. Но меня просто “убивают” громоздкие и неудобные кресла в “Боинге”. Или, к примеру, кредитная карта, которую можно провести только одной стороной. Я придумал карту с двумя полосами, так что можно не задумываться о том, как ее поворачивать. Но я хочу пойти еще дальше и сделать так, чтобы моими деньгами, паспортом, страховкой был отпечаток пальца. Представляете, как это будет здорово. Не надо таскать за собой кучу вещей, документы, которые, кстати, часто забывают дома. Приложил палец - и все. В Нью-Йорке, где я живу, хожу в спортзал, там уже давно действует принцип пальца. Посетители входят, взвешиваются, выбирают вид тренировки с помощью одного указательного пальца.
Работы Карима обычно имеют биоморфные очертания, глянцевую поверхность и окрашены в яркие цвета. Он старается развивать концепцию вещей, которые несут удовольствие и при этом просты в использовании.
- Если бы вы только знали, сколько денег я потерял из-за того, что клиенты боятся нового, - продолжает он. - К примеру, я участвовал в тендере на постройку гостиницы на Красной площади, но проиграл его. В итоге там построили серый, безликий “Ритц-Карлтон”, который не несет ничего нового в плане архитектуры. У людей часто очень неправильные, идиотские стереотипы, и они не хотят от них избавляться. А зря. Из двухмерного дизайна мы уже перешли в трехмерный, теперь надо идти в четырехмерный. Через пару лет, я думаю, появятся летающие автомобили, а одежда будет выглядеть в виде спрея: вошел в ванну, побрызгал, нанес нужный фасон, цвет, фактуру, рисунок.
- Что скажете об Алматы? Чего, на ваш взгляд, не хватает нашему мегаполису?
- У вас красиво и прослеживается слияние разных культур. С одной стороны, он похож на некоторые российские города, но с другой - чувствуется влияние Кореи. Мне бы хотелось тут поработать. У меня много идей. Думаю, нужно сделать так, чтобы гостиницы, музеи, рестораны привлекали туристов своей необычностью, но в то же время удобством. Алматы нужно конкурировать с другими туристическими городами. Мир, в котором мы сейчас живем, создан скучными и банальными людьми. Когда я путешествую, в основном вижу тяжесть и серость. К примеру, сейчас мы сидим в зале, где буквально все - китч, и это ужасно. Выглядит дорого, но неинтересно. А должно быть, чтобы человеку хотелось снова и снова возвращаться в это место.
- Какие необычные заказы вам приходилось выполнять?
- Каждый заказ необычен, потому что он сделан мною, - смеется дизайнер. - Например, мне посчастливилось делать дизайн палат для послеоперационного ухода в отделении пластической хирургии в Корее. Вообще больничные палаты - это отдельная тема. Пять лет назад у меня был рак, и я некоторое время провел в больнице. Это были самые депрессивные дни в моей жизни. Если учесть, что многие пациенты с таким диагнозом приезжают в больницу умирать, то почему бы не сделать в палатах такой дизайн, от которого люди захотели бы жить и лечиться.
- Что вдохновляет на создание того или иного проекта?
- Все, что окружает. При этом я всегда уточняю: если вы вдохновляетесь визуально, то вы являетесь стилистом, но не дизайнером. Мое вдохновение происходит от функциональности той или иной вещи. Например, когда меня просят сделать дизайн маленькой гостиничной комнаты, то я сразу думаю, как человек, который будет жить в этом номере. Площадь небольшая, а значит, человек будет большую часть времени проводить в кровати. Сразу возникает идея сделать такой столик, который будет выдвигаться прямо перед кроватью, чтобы человек мог поесть, почитать газету, поработать на компьютере и так далее.
- Отслеживаете ли вы работы других дизайнеров?
- Нет. Иначе у меня не будет времени придумывать свои идеи. Десять лет назад я сделал над собой усилие и перестал просматривать журналы по дизайну, чтобы не вовлекаться умом в чужие работы и измышления. Если вы будете делать это, то никогда не создадите своего дизайна.
Напоследок мастер дал несколько советов, как оформить свой интерьер. Во-первых, забудьте о стиле, думайте об удобстве. Во-вторых, чувство свободы. Это первое, что должно возникать при виде вашего жилья. Спрячьте все лишнее во встроенный шкаф, сократите количество мебели до минимума, выбросьте старые вещи. В-третьих, не прячьте за глухими шторами окна - чем больше естественного света попадет в квартиру, тем лучше.

Надежда ПЛЯСКИНА,фото Романа ЕГОРОВА и Максима Золотухина, Алматы

Поделиться
Класснуть