9252

От Yupi - к чёрной икре

Насколько изменились казахские свадьбы за последние 20 лет? О каких национальных традициях начали забывать и какие новые ритуалы вошли в список обязательных? Своими наблюдениями делится Канат ТАСПАГАМБЕТОВ (на снимке), видеооператор, долгие годы снимающий актюбинские свадьбы.

- Помню, первую свадьбу снял еще восьмиклассником за... полторы тысячи тенге, - вспоминает Канат. - В те времена видеооператор на свадьбах по важности и авторитету не уступал даже сватам! Тогда на столах главными напитками считались Yupi и Zuko. Из салатов всегда были соленья с огромными кольцами лука сверху и, конечно же, старый добрый винегрет.
То ли дело сейчас, говорит Тас­пагамбетов. Горы мяса, рыбы и черная икра. Причем бешбармак выносится исключительно под музыку! Бараны при жизни, наверное, не знали такого почета...
- Возможно, поэтому каждая вторая свадьба в Актобе проводится на... кредиты! - грустно качает головой Канат. - Раньше казах рассчитывал на свои силы, а теперь чуть что - в банк, не хватает уже накоплений. А все потому, что сейчас сплошная конкуренция. Недобрая. Сколько раз был очевидцем того, что после кыз узату  (проводов невесты) родители жениха как во время пожара прибегают домой и срочно занимают деньги у знакомых, потому что у девушки, мол, дастархан “как-то круто смотрелся!”.
При этом нередко те, кто берет кредит на торжество, тешат себя мыслями, что все окупится за счет подарков. Но в последние годы на казахских свадьбах нездоровая тенденция - половина гостей не приходит.
- А чему удивляться? Сейчас все заранее знают, что хозяева той или иной свадьбы проводят торжество в кредит, а значит, подарок с каждого должен быть как минимум в виде пяти- или десятитысячной купюры, - говорит Канат. - Уж лучше найти предлог и не прийти, чем тратиться.
Нездоровая конкуренция становится причиной многих разводов уже после... первого же стола, говорит Таспагамбетов. При этом инициатором расставания становится зачастую сторона невесты. Если им покажется, что парень со скромным достатком, а сватьям вручили “недостойные подарки”, то скандала не миновать.
Во время разборок сватов жених нередко соглашается со словами родни, что “ему уж точно найдется как минимум семь жен за раз”, а невеста внезапно понимает, что мама права, когда говорит: “Ты достойна лучшего”.
- Я родился и вырос в Турк­менистане, где казахская община всегда свято чтила национальные традиции. Поэтому самое грустное для меня, что нет сегодня так называемых парламентеров на такие случаи. Ссоры и скандалы на свадьбах были и раньше, но в такие моменты на сцену выходили традиционные, скажем так, примирители, - говорит Канат.
О своих тоях брачующиеся снимают полнометражные фильмы. В 90-х было достаточно записать все действо на видеокассету, затем наложить звук - и заказчики были просто в восторге.
- Сейчас свадьбы снимаются на 3-4 видеокамеры одновременно! Есть еще видеокран, который снимает сверху. Видео на полтора-два часа стоит в среднем 150-170 тысяч тенге в зависимости от количества занятых видеокамер, - говорит Канат.
Только не стоит обольщаться насчет вышеуказанных цифр. Как признается Таспагамбетов, чем состоятельнее клиент, тем он жаднее и придирчивее. К тому же понтовитее.
- Однажды одна очень состоятельная семья в городе заказала двухчасовое свадебное видео. Мне было велено в 40-градусный мороз высунуться из люка машины и снимать веселье. Я долго объяснял, что аппаратура уже при минус пяти градусах не работает, к тому же, высунувшись из люка, можно схлопотать штраф. Но заказчики заявили, что платят мне солидные деньги, к тому же в случае чего сами разведут с дорожной полицией, - говорит Канат.
Однако стоило видеооператору высунуться из машины у Вечного огня, как тут же кортеж остановила полиция. Таспагамбетова увезли в Саздинский ОП, а заказчики пытались... выхватить у него видеокамеру. Мол, без тебя обойдемся, только камеру оставь.
Нынешняя тенденция, когда кавалькада свадебных машин разъезжает по городу с надписями “жених” вместо госномеров, тоже поражает Каната. Самые крутые и вовсе поверх табличек с госномерами вешают название своего рода. Интересно, на сколько по осени пополняется бюджет за счет штрафов, выписанных полицией?
Удручает видеооператора и низкий уровень, так сказать, звукового ряда.
- Сейчас даже профессора двух слов на казахском связать не могут, когда их просят дать напутствия молодым и гостям. Более того, в конце бата вместо “аминь!” они так и говорят: “Ну, выпьем за это!”. А ведь бата - это кульминация торжества, - говорит Таспагамбетов.
Одна свадьба видеооператору запомнилась особо. Сочетались браком парень-казах и русская девушка Марина. Оба из простых рабочих семей, той был довольно скромный. Невеста приняла ислам и взяла казахское имя Мариям. Во время беташара, как и полагается, отбивала поклоны старикам, а после торжества в одиночку перемыла всю посуду, как настоящая казахская келин.
- Я даже не перекусил на той свадьбе, все снимал и снимал. Помню, как мама невесты плакала: мол, совсем загоняете мою дочь, а парень целовал ей руки и клялся, что будет любить свою жену до гроба, и благодарил тещу за такую прекрасную дочь, - вспоминает Канат. - А на следующий день заказчики специально для меня накрыли дастархан, что вообще редко бывает. Помимо оговоренной суммы дали еще кучу подарков. Мариям с платком на голове разливала всей родне чай. Уже более десяти лет прошло, я часто вижу эту супружескую пару. Они живут дружно и счастливо.

Антон МОЛДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Актобе

Поделиться
Класснуть