1131

По ту сторону кулис

В рамках Недели театра кукол алматинцы получили уникальную возможность побывать за актерской ширмой, подергать за ниточки марионеток и даже принять участие в создании спектакля.

Актеры алматинского театра “Другая реальность” Антон ЗАЙЦЕВ и Наталья ЛОСКУТОВА, Малого театра кукол  из Санкт-Петербурга Вера КАРАТАЕВА и Дмитрий ПЕТРОВ встретили зрителей на сцене “АРТиШОКа” с утюгами в руках. Когда все расселись по местам, они предложили желающим перенять эстафету и подержать этот предмет на вытянутой вверх руке.
- Какие виды кукол вы знаете? - обратились артисты к публике.
- Марионетки, перчаточные, теневые, ростовые, - начали перечислять зрители.
- Все верно, а еще тростевые и планшетные, - добавляет Вера.
- Ну что, руки устали? - интересуется у смельчаков, вызвавшихся подержать утюг, Антон. - Этим заданием мы хотели показать, насколько непростая работа у кукловода. Это на первый взгляд куклы кажутся легкими и удобными, а попробуйте подержать их на вытянутой руке 40 минут! При этом еще нужно дергать за нитки или работать тростью.
- Кукольный жанр требует многообразия актерского проявления на сцене, - продолжает Наталья. - Это и техника владения куклами, и особые пластика, вокал, речь. Да вы сейчас все сами попробуете.
Для начала юным зрителям предложили примерить на себя роль актера перчаточной куклы. Это оказалось не так-то просто. Но после пары ценных советов дело пошло.
Затем актеры пригласили на сцену взрослых, чтобы те подергали за ниточки марионеток и поработали с тростевыми куклами.
- Каждая кукла имеет свою специфику и свои особенности, - раскрывает секреты Вера. - К примеру, творить с планшетной куклой непросто с точки зрения координации, потому что с ней одновременно работают несколько человек. В этом жанре главное - играть так, чтобы на первом плане была кукла, которую ты ведешь, а не ты сам. Марионетка считается одной из самых сложных, потому что если сильно дернуть нитку, то не будет четкости движения.
В том, насколько непросто стать единым целым с планшетной куклой, зрители убедились на собственном опыте. И пусть не все получалось как надо, но сам процесс был настолько увлекательным, что глаза детей и взрослых светились счастьем. А сама мысль, что ты вдыхаешь жизнь в кукольных персонажей, будоражила каждую их клеточку.
Два часа мастер-класса пролетели как одно мгновение. Зрители долго не отпускали актеров, задавали им вопросы, фотографировались с куклами.
Я тоже не упустила возможности и пообщалась с гостями из Санкт-Петербурга.
- Вы с детства мечтали стать актерами именно театра кукол?
Вера: Я хотела стать просто артисткой, но когда поближе познакомилась с театром кукол, то поняла, что хочу заниматься именно этим видом искусства. Кукла значительно лучше, чем живой актер, она может показать наиболее яркие, характерные черты человека в их общем проявлении.
Дмитрий: Я кукольник в третьем поколении. Но мне больше нравится быть режиссером. Для меня театр кукол - это не только куклы, а еще театр фактуры, предмета и маски.
Дмитрий, несмотря на свои 20 лет, наработал приличное портфолио постановок. Его спектакли идут на Сахалине, в Санкт-Петербурге, Гродно... В Алматы он представил свое новое творение “Оркестр” по пьесе Жана Ануя.
Кстати, этот спектакль имел огромный успех у алматинской публики.
- Нам очень понравилось в Алматы, - говорит Дима. - Мы бы хотели снова приехать к вам, но уже с детским спектаклем “Мой дедушка был вишней”.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть