1842

Уродство требует красоты

Очередной сумасшедший спектакль показали в минувший четверг в заброшенном цехе алматинского завода артисты театра “АРТиШОК”. Реакция у публики от увиденного была абсолютно разной.

Как это было
Перед показом зрителей собрали у проходной и повели по территории темного и мрачноватого на первый взгляд завода. Они были готовы ко всему: что их заставят играть в квест, что местные бомжи - подсадные утки от театра, что сам спектакль окажется фикцией... Но оживились, увидев через окна цеха стоящего на постаменте мужчину: “Голый! Здорово, значит - внутри тепло!” Это все к тому, что южная столица, уставшая от бархатных академических кресел, жадно съедает самые неожиданные “блюда” современных драматургических и режиссерских поисков и сцена становится наиболее демократичной площадкой для высказываний.
Что это было
Полный микс жанров. Так называемый сайт специфик-театр, то есть театр, разворачивающий действие не на привычной сцене, а в том пространстве, которое предусмотрено сюжетом пьесы - на заводе, в общественном помещении, больнице и т. д. Кроме того, режиссером спектакля стал театральный художник Антон БОЛКУНОВ (на снимке), и он сделал полностью визуальный спектакль. За полтора часа мы услышали лишь один и тот же вопрос, заданный десятку зрителей: “Этого человека можно считать арт-объектом?” Зрители деликатно отмалчивались, а актриса Галина ПЬЯНОВА в ярости уничтожала воздушные шарики, видя такую невнятную реакцию. Да и еще под финал пьесы бомж на заводе и аким затеяли диалог, то ли мыча, то ли рыча друг на друга. Стало понятно: говорят о чем-то важном, но кажется, что не вполне цензурно. В остальном это были пластические куски, не имеющие четкого сюжета, а лишь иллюстрирующие разные аспекты главной темы.
О чем это было
Отправной точкой выбрана знаменитая книга Умберто ЭКО “История уродства” о недостатках и красоте, взаимно дополняющих друг друга. Заканчивается книга картиной Веласкеса, на которой изображен карлик: считается, что этот художник, изобразив человека с физическими аномалиями, снял с искусства соответствующее табу. Антон Болкунов же размышляет о том, что сейчас очень часто, казалось бы, отталкивающие нас вещи переходят в категорию арта и автоматически считаются прекрасными. Особенно это заметно в поисках художников-акционистов: прибивание собственных гениталий к мостовой, игра с испражнениями, демонстрация наготы и животной сущности...
- Каждая сцена в нашем спектакле - это свои алгоритмы уродства и красоты, дополняющие друг друга, - говорит Антон. - И каждая завершается появлением обычного человека, не стесняющегося демонстрировать свою отличность от других: излишнюю полноту, мужеподобную фигуру, последствия ДЦП... Они красивы в своей естественности. Для меня это очень интересная тема, потому что я сам все время размышляю о том, что является искусством, а что - нет. Мой педагог Ольга БАТУРИНА как-то очень точно сказала, что современное искусство мимолетно и однозначно. Я, видимо, ретрогад, мне нравится искусство, которое хочется пересмотреть, переслушать несколько раз.
Театр даст четыре спектакля “Истории уродства”, что будет дальше - неизвестно. Площадка не принадлежит “АРТиШОКу”, а переносить действие на родную камерную сцену нереально. Так что, возможно, этот шоковый экперимент станет еще одной театральной легендой южной столицы.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть