1120

Война ближе, чем нам кажется

В Алматы в театре “АРТиШОК” готовится постановка спектакля по книге швейцарской писательницы Аготы КРИСТОФ “Толстая тетрадь”, которую критики называют одним из самых жестоких текстов ХХ века.

Режиссер спектакля - бывшая алматинка Анна ЗИНОВЬЕВА (на верхнем снимке), ныне живущая в Новосибирске. Но с родным городом она расстаться не может и регулярно приезжает ставить здесь спектак­ли.
- Говорят, что современная публика любит комедии. Зачем вы грузите нас? Неужели вам интересно копаться в тяжелых событиях из жизни двух мальчиков, живших во времена Второй мировой войны?
- Меня всегда цепляет момент боли, и если я иду в театр, то на что-то болезненное. Наверное, дело в моих личностных особенностях: для того чтобы чувствовать себя живой, мне обязательно необходимо напоминать о смерти. Иначе, находясь в пространстве быта, я забываю о том, что я здесь ненадолго, что есть люди, которым хуже, чем мне, что все мои материальные радости в виде машины, супов, одежки и прочего - лишь периферия жизни, и в то же время есть нечто гораздо более важное.
- Есть же другие актуальные темы, война все-таки нечто достаточно далекое...
- Парадокс этой книги в том, что многие считают ее про войну. Но ведь по сюжету мама как раз увозит детей от войны из Будапешта в благополучный маленький венгерский городок к бабушке. Где фрукты, тишина и поначалу все очень хорошо. Война здесь скорее как форма нашей жизни: детей и родителей, чужих и своих, приезжих и местных... Конечно, это несколько сгущенные краски, но, согласитесь, мыслящий человек очень часто замечает военные действия такого рода. И для меня жесткость истории в том, как обнажается сущность человека, его природа, от которой никуда не деться. На самом деле корка цивилизации похожа на тонкий лед. Как только что-то происходит в атмосфере, окружающей нас, этот лед ломается и под ним обнажается настоящая бездна мрачных инстинктов. В нас очень быстро и легко пропадает цивилизация, как только тебя ставят в ситуацию, когда надо защищаться от внешнего мира. А происходит это гораздо чаще, чем нам кажется.
- Как бороться с этим злым началом?
- В этом произведении нет ответов. Только констатация. Война вообще ближе, чем нам кажется. Даже настоящая, физическая. Мы всегда думаем, что убивают людей где-то далеко, и происходит это не с нами, что гражданской войны просто уже не может быть в XXI веке. Ведь в прошлом столетии мы уже пережили все, что только можно, в области насилия. Людей ели, сжигали, мучили, унижали, и, казалось, война дискредитировала себя окончательно. Что мы увидели эту бездну и поняли: уже не может быть решения вопросов методом войны. Поэтому для меня происходящее на Украине является шоком. А есть еще мои личные войны: с ребенком, с мамой, с собой, наконец. С любым человеком! К сожалению, когда тебя толкают в автобусе, то первое чувство - ненависть к соседу. Потом ты привлекаешь свою культуру и воспитание и говоришь сквозь зубы: “Ничего страшного”.
- Но мир изменился и в другую сторону. Сейчас все тотально увлечены здоровым образом жизни, позитивным мышлением. Может быть, не все так страшно?
- Мы в глубине души продолжаем оставаться зверюшками. Я человек, двадцать четыре часа в сутки занимающийся культурой, тоже легко скатываюсь в неприятие. Например, когда встречаюсь с хамством на дороге. Кстати, алматинский стиль вождения повергает меня в шок. Здесь, когда садишься в такси, понимаешь, что реально можно не доехать до пункта назначения. Правила движения никто не соблюдает, и все время чувствуется неприятие других людей. Об этом мы и будем говорить в спектакле, что война заложена в нас, и задача человека - научиться не быть бойцом. Не сражаться с собой, с родными, коллегами и прохожими. Не предпринимать ответных военных действий, когда твоего ребенка ударили в песочнице. И дело даже не в том, чтобы не ударить в ответ, а в том, чтобы не было этого внутреннего импульса сжать кулаки! Об этом говорит великая книга Библия. Быть цивилизованным - это и означает постоянно делать свой выбор. Это немыслимая работа!
- Выдавливать из себя по капле не раба, а воина?
- Кто такой герой? Со времен древнегреческих трагедий это тот, кто в невыносимых жизненных обстоятельствах может пойти против толпы, против хора. Тот, кто может сделать выбор, не боясь смерти. Таков закон драмы. Хор не хочет умирать и живет с точки зрения обычного человека. А герой совершает свой поступок, не ориентируясь на смерть.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА,Алматы

Поделиться
Класснуть