⇧ Наверх

Космическая промышленность

Роскосмос определился с причиной недавнего крушения “Протона-М” на космодроме Байконур: ракету обрекли на гибель еще в ноябре 2011 года

Специальная комиссия Роскосмоса представила результаты расследования причин и обстоятельств аварии ракеты-носителя “Протон-М”, рухнувшей 2 июля с тремя спутниками “Глонасс-М” сразу после запуска с Байконура (на снимке). Как и предполагалось, все дело в неправильной работе системы управления ракеты, точнее, датчиков угловой скорости.

Хроника пикирующего носителя

Председатель аварийной комиссии, замруководителя Рос­космоса Александр ЛОПАТИН (на снимке справа) сообщил подробности последней аварии ракеты-носителя”Протон-М” на Байконуре.
На 13-й секунде полета система управления ракеты-носителя зафиксировала предельное отклонение “Протона-М” от заданной траектории взлета и была дана команда “авария”. Лопатин отметил, что до момента падения ракеты аномальной работы других систем не наблюдалось.
Несмотря на то что двигатели ракеты на стартовом столе не набрали полную мощность, так как команда на старт прошла на 0,4 секунды раньше расчетного времени, потом двигатели работали штатно.
Если бы не сбой в работе датчиков, “Протон-М” вывел бы спутники “Глонасс-М” на орбиту, подчеркнул он. “Установлено, что при проведении запуска формирование команды “контакт-подъем” произошло на 0,4 секунды раньше, - сказал он. - Двигатели еще не вышли на основной режим тяги. Поэтому прошла команда отказа 1-го и 6-го двигателей”.
Ракета получила сигнал на уход от пускового стола. Через 10 секунд полета, когда двигатели стали работать нормально и набрали заданную тягу, прошла команда “прекратить увод”. “Но на 13-й секунде система управления сформировала команду “превышение предельных значений углов” и прошла команда “авария”, - проинформировал замглавы Роскосмоса.

“Защита от дурака” бессильна

“Авария произошла вследствие потери стабилизации по каналу рыскания из-за нештатного функ­ционирования датчика угловых скоростей”, - заявил Александр Лопатин. Он добавил, что датчики были неправильно установлены на заводе имени Хруничева при изготовлении ракеты. “Конкретно эта ракета была собрана еще в ноябре 2011 года”, - сообщил СМИ источник в комиссии. То есть ракета была обречена на гибель еще три года назад.
О том, что в аварии ракеты виноваты эти датчики, специалисты говорили давно. Изначально появились сведения о том, что три сборщика перепутали полюса и поставили датчики плюсом к минусу, из-за чего система управления ракеты получала некоррект­ные данные о ее ориентации в пространстве. Недавно появились анонимные заявления источников о том, что приборы действительно работали некорректно, однако с полюсами все было в порядке - в противном случае датчики вообще бы не сработали.
То же говорил и вице-премьер Дмитрий РОГОЗИН (на снимке слева): “При изготовлении подобного рода систем используется так называемая защита от дурака, когда агрегаты просто невозможно соединить неправильно”.
Оказывается, возможно. “Монтажник устанавливает датчики, пломбирует, отчитывается перед мастером, принимает контролер ОТК, все расписываются , - рассказал замглавы Роскосмоса. - Монтаж крайне сложен, тут тройной контроль... Вверх тормашками в итоге установлены были три из шести датчиков”.
По его словам, в ходе расследования аварии установлено, что все трое электромонтажников расписались в журнале выполненных работ. Это была среда, вроде бы ничего не способствовало ошибке, но это произошло, сказал замглавы Роскосмоса.
В то же время Лопатин сообщил, что сами по себе датчики (ПВ-301 производятся в филиале НПЦ АП им. Пилюгина в Саратове) были полностью исправны: “Все шесть приборов прошли испытания без замечаний и были допущены к установке на борт ракеты-носителя”. Он также сказал, что невозможным видится комиссии вариант неправильного монтажа кабелей.
В минувший четверг Дмитрий Рогозин также заявил, что сотрудники предприятия, которое изготавливало узлы для ракеты-носителя “Протон-М”, будут проверены на полиграфе.

Система промахов и увольнений

Теперь комиссия Роскосмоса проверит все ракеты-носители “Протон-М”, находящиеся на хранении, для выявления возможной неправильной установки приборов. Нынешние выводы Роскосмос уже направил в Генеральную прокуратуру и правительство.
Вскоре к работе приступит специальная правительственная комиссия под руководством Рогозина, которая будет искать причины падения ракеты уже системного характера. Впрочем, главной целью работы команды курирующего оборонную отрасль вице-премьера является реформирование космической отрасли, необходимость которого власти наконец осознали после ЧП с “Протоном”. Основной принцип реформирования уже сформулирован: консолидация космической промышленности в рамках единой интегрированной структуры. То есть наравне с Роскосмосом появится еще один крупный игрок под условным названием “Объединенная ракетно-космическая корпорация”.
Что же касается системных промахов, имеющих отношение непосредственно к аварии “Протона” и, возможно, предыдущим потерям других аппаратов, итогом работы комиссии Рогозина по этому направлению могут стать увольнения высокопоставленных чиновников, сообщали ранее источники в отрасли. Напомним, что создателем ракет “Протон-М” и разгонных блоков “Бриз-М” является космический центр имени Хруничева.
Производство разбившейся на космодроме Байконур ракеты-носителя “Протон-М” и трех спутников “Глонасс-М”, а также организация их запуска обошлись России примерно в 4,4 млрд. рублей.

Новые “сюрпризы” ждите в сентябре?

Роскосмосу теперь предстоит проверить все имеющиеся “Протоны”, “отработать с головными институтами, предприятиями отрасли план устранения, недопущения аналогичных явлений, проконтролировать его выполнение”, отметил замглавы Роскосмоса. Кстати, для профилактики ошибок при сборке специалисты собираются оснастить все “космические” цехи видеокамерами.
Только после завершения работы комиссии, по словам Лопатина, “можно будет принять решение о продолжении работ с ракетами этого типа”.
Но предварительно специалисты рассчитывают, что все намеченные мероприятия будут завершены к сентябрю: “Сделаем все, чтобы годовой план запусков мы выполнили, хотя это сложно и напряженно”.

NEWSru.com

Только факты

Всё падают и падают...

- В 1999 году ракеты-носитель (РН) “Протон” дважды падали в Карагандинской области Казахстана. Во время первой аварии 5 июля один фрагмент РН упал на жилую территорию, но ничего не повредил. Тем не менее в степи возник пожар, вызванный разливом топлива центральной секции разгонного блока РБ “Бриз М”. Топливо второй и третьей ступеней РН выгорело и испарилось при разрушении баков этих ступеней на высотах 28-30 км. Во время второй аварии 27 октября обломки РН, РБ и спутника “Экспресс-А” упали в малонаселенном районе Карагандинской области. Пострадавших в результате аварий не было.

- 6 сентября 2007 года РН “Протон-М” после неудачного запуска с космодрома “Байконур” упала в 40 км от города Жезказган, залив его окрестности гептилом - высокотоксичным топливом.
- 5 декабря 2010 года ракета-носитель “Протон-М”, которая должна была вывести на орбиту три спутника “Глонасс-М”, отклонилась от курса на 8 градусов. В результате этого спутники вышли на незамкнутую орбиту и упали в несудоходном районе Тихого океана.

- 18 августа 2011 года в результате аварии РБ “Бриз-М” был оставлен на неправильной орбите спутник связи “Экспресс АМ4” российского спутникового оператора ГПКС. Параметры орбиты не позволили спасти спутник с помощью собственных двигателей.

- 6 августа 2012 года в результате аварии РБ “Бриз-М” были оставлены на неправильных орбитах спутник связи “Экспресс МД2” российского спутникового оператора ГПКС, а также индонезийский спутник связи “Телком-3” российского производства.

- 8 декабря 2012 авария с РБ “Бриз-М”. В ходе выведения космического аппарата (КА) “Ямал-402” российского оператора “Газпром космические системы”, процедура отстыковки от разгонного блока “Бриз-М” произошла на 4 минуты раньше расчетного времени, и спутник был оставлен на орбите, ниже расчетной.

- 2 июля 2013 года после старта РН “Протон-М” с разгонным блоком ДМ-03 произошла авария и падение РКН на территории космодрома Байконур приблизительно в 2,5 км от стартового комплекса.

20.07.2013

Теги: Падение Протона-МТемы: Падение Протона-М
Загрузка...
Комментарии 2
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо войти с помощью:
Время или Зарегистрироваться
STALKER
20 июля 2013, 09:33
Пора вернуться к "Корелёвским стартам" на ракетах с керосино-кислороднвми двигателями. Они экологически чистые, хотя подготовка к старту -дольше. А гептильные ракеты надо оставить РВСН, как оружие последнего шанса, после применения - экологическая катастрофа уже как бы не грозит.
Ссылка
Max777
20 июля 2013, 11:32
Да надо гнать этих горе-ракетчиков отсюда, пусть своих травят.
Ссылка
Астропрогноз
с 27 апреля по 3 мая

Золотые слова

«- Оказывается, недостаточно развит уровень сотрудничества госслужащих. Не умеют госслужащие взаимодействовать между собой, с другими - это ли не проблема? »

Максут УТЕШЕВ, директор департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции:
Сказано на XII международной конференции по управлению человеческими ресурсами “HR Фокус: культура, цифровой мир и риски”.
Вопрос на засыпку

Нужно ли прощать долги тем, кто не может платить по счетам?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева

Прямой эфирКомментарии
 
Новости партнеров