2199

Зеркало для героя

 

Президент РФ Владимир Путин не боится дворцовых переворотов, потому что “у нас нет дворцов”.

Общаясь с прессой, глава Российской Федерации не сказал ничего такого, что могло бы как-то повлиять на сложившийся порядок вещей

Юбилейная 10-я пресс-конференция президента РФ Владимира ПУТИНА не принесла неожиданностей. Несмотря на то что общение президента с прессой пришлось на наиболее сложный для страны период, глава государства не сказал ничего такого, что могло бы как-то повлиять на сложившийся порядок вещей.

Не секрет, что от пресс-конференции многие ожидали, что президент предельно жестко выскажется по последним событиям на валютном рынке и даже озвучит какие-то кадровые решения. Также от Путина ожидали и куда более жестких заявлений и предложений затянуть пояса и максимально закрыться от Запада, от которого традиционно исходят все беды России.
На самом же деле в своих ответах президент довольно последовательно отстаивал точку зрения, заявленную еще во время своего послания Федеральному собранию 4 декабря. Ее можно охарактеризовать так: Запад выступал и продолжает выступать против сильной России, устраивая ей самые различные козни, но мы не будем идти у него на поводу и вступать в новую холодную войну.
Из президентских ответов следовало, что не Россия виновата в создании новых разделительных линий по аналогии с Берлинской стеной. Их восстановление “началось не сейчас”. При этом Путин перечислил две волны расширения НАТО на Восток, развитие системы ПРО на границах с Россией, наличие американских баз за рубежом и десятикратное превосходство бюджета Пентагона над бюджетом российского Министерства обороны.
Путин не упустил возможности напомнить, что в альтернативу отношениям с Западом Россия будет развивать связи со странами Юго-Восточной Азии и другими государствами, с которыми у РФ ранее не было особых экономических отношений.
Пожалуй, одним из самых интересных вопросов пресс-конференции стал вопрос о роли присоединения Крыма в нынешнем кризисе. “Происходящее сейчас с нашей экономкой - это расплата за Крым?” - спросил президента журналист Первого канала. “Это не расплата за Крым. Это плата за наше естественное желание самосохраниться как нация, как цивилизация, как государство, - пояснил президент. - Дело не в Крыме, дело в том, что мы защищаем свою самостоятельность, свой суверенитет. Мы хотим сохраниться и бороться, стать более независимыми. Для этого нам нужно пройти через все это. Или мы хотим, чтобы нашу шкуру повесили на стену? Вот в чем выбор. А Крым тут ни при чем”.
Ответ на вопрос кажется несколько притянутым. На первый взгляд не просматривается особой связи между присоединением Крыма и отстаиванием Россией своего суверенитета. Возможно, в своем ответе Путин отсылает к историческому факту, связанному с крещением князя Владимира на крымской земле, о котором президент говорил во время послания Федеральному собранию. Отвечая на вопрос, глава государства апеллирует к неким историческим и цивилизационным корням, отводя внимание от чисто политической трактовки ситуации с Крымом. Очевидно, что в России такой ответ будет воспринят с полным удовлетворением, чего не скажешь об остальном мире.
Несколько занудно и натянуто выглядели последовавшие за этим аналогии на тему медведя и тайги. Впервые Путин прибегнул к ним во время послания Федеральному собранию, однако и тогда и сейчас зоологическая тема выглядела не особо изящно.
Что касается экономического кризиса и обвала рубля, то здесь президент мог бы показаться даже чрезмерным оптимистом. Ожидаемые от него разнос финансово-экономического блока и даже показательные отставки так и не состоялись. По его мнению, нынешний кризис затянется максимум на два года. Все это может свидетельствовать о том, что глава государства либо не обладает всей полнотой информации, либо, напротив, знает несколько больше и полагает, что время для разносов и громких отставок еще не настало.
Отвечая на вопрос корреспондента Рейтер, не опасается ли он раскола элит и дворцового переворота (этот вопрос был немыслим еще год назад, что само по себе характеризует масштабы изменения ситуации в России), президент сказал, что элит в стране нет. Точнее, что элита - это работяги, крестьяне. И что все равны перед законом. Между тем именно уныние элит, гарантом сохранения и приумножения капиталов которой все эти годы был Путин, в условиях нарастающего финансового кризиса и упорного нежелания России признать его внутренний (а не внешний) и политический, а не только экономический характер может стать в будущем серьезной угрозой стабильности в стране.
Путин не заявил о громких отставках, чего тоже ждали некоторые наблюдатели. Более того, президент прямо дал понять, что его в целом устраивает работа всех и вся: и ЦБ, и правительства. Судя по всему, президент решил и дальше маневрировать между лагерями условных силовиков (в политике) и условных либералов (в экономике).
Заявления главы государства о том, что он опирается не на элиты, а на поддержку большинства народа (“люди душой и сердцем чувствуют, что мы и я в частности действуем в интересах России”), если и доходят до сердца россиян, то никак не сказываются на их бытовом поведении.
Едва ли валюту и рубли из банков или гречку из магазинов сметают исключительно противники власти.
Собственно, обвальное падение валюты, как и хаотичная скупка товаров первой и не первой необходимости, всегда и везде является индикатором кризиса доверия людей к государству - причем как рядовых граждан, так и компаний.
В данном случае неважно, что люди думают о причинах кризиса - вызван ли он действиями России или происками Запада. Важно, что люди чувствуют кризис и совершают действия, свидетельствующие о нем. Современная экономика - это прежде всего экономика настроений.
И все же общее впечатление от диалога президента РФ с прессой определенно можно назвать положительным. Из выступления Путина следует вывод, что, несмотря на жесткую риторику, российская сторона не прочь вернуться за стол переговоров со странами Запада. Единственное условие - это должны быть переговоры между равными партнерами.
Безусловно, позитивным моментом является отсутствие у президента стремления решать экономические проблемы неэкономическими методами. Это позволяет надеяться на то, что в ближайшее время не будет введено каких бы то ни было новых запретов в валютно-финансовой сфере.
Немаловажно и то, что президент в очередной раз подтвердил, что Донецкая и Луганская народные республики являются частью Украины. По сути, он подтвердил последние догадки экспертов о том, что Кремль отныне дистанцируется от происходящего в и вокруг ДНР и ЛНР. Это, в свою очередь, может являться желанием идти навстречу требованиям Запада, дабы улучшить с ним экономические и политические отношения.

УТРО.ru, Газета.ru

А тем временем

Главная жертва набега вкладчиков

В российском Сбербанке началось массовое изъятие средств с карточных счетов и депозитов. Для стабилизации банк поднял ставки по вкладам, сообщила газета “Ведомости”.
“В первые две недели декабря у нас был приток денег от вкладчиков, но после повышения Центробанком РФ ключевой ставки население впало в панику, подогретую слухами и рассылками, - цитирует издание источник в руководстве банка. - Наша банкоматная сеть никогда не видела такого трафика, с таким перегрузом мы еще не сталкивались”.
По его словам, в госбанке “идет массовое изъятие денег с карт и счетов, на население так подействовали локальные рассылки и различные слухи о том, что вклады могут не выдать, а карты - заблокировать”.
Вкладчики других банков тоже снимали наличные ударными темпами - как валюту, так и рубли, признавались многие банкиры, но все-таки о массовом снятии средств не говорит никто.

NEWSru.com

Поделиться
Класснуть