1207

Друг познаётся в Крыму

Помимо тактических шагов, игры на противоречиях, политических амбиций Москве необходима общая стратегия налаживания диалога с Евросоюзом

Судя по тому вниманию, которым спикер российской Госдумы Сергей НАРЫШКИН окружил десять “смелых и решительных” французов, посетивших Крым, российские политики, без конца ругая Запад, вовсе не жаждут жить в абсолютной изоляции от мира и тем более от Европы. Однако налаживание контактов во многом будет зависеть от способности России создать собственный привлекательный образ, а не только от того, сколькими “друзьями” она сможет обзавестись.

Посетить Крым по личной инициативе вызвались десять французских парламентариев, восемь из десяти ее участников - члены правоцентристской партии экс-президента страны Николя САРКОЗИ. Возглавляет неформальную делегацию депутат Тьерри МАРИАНИ, который совместно с главой РЖД РФ Владимиром ЯКУНИНЫМ руководит ассоциацией “Франко-российский диалог”, организовавшей эту поездку.
Пока Нарышкин делился с визитерами размышлениями о том, что Крым в 1991 году был “мирно, но аннексирован Украиной”, глава французского МИДа Лоран ФАБИУС, который вот уже больше года занимается урегулированием конфликта на Украине, заявил, что шокирован этой поездкой. Дескать, она нарушает международное право и “может быть использована теми, кто оправдывает российские притязания на полу­остров”.
Украина тут же оперативно запретила французским депутатам въезд на свою территорию. Депутат Мариани был вынужден уточнить, что он не представляет французское правительство, с которым у него расходится точка зрения на российскую политику. И задался риторическим вопросом: если мы накладываем санкции на санкции, к чему мы придем?
Эта ситуация наглядно демонстрирует неоднозначность отношения к Москве в политической элите Евросоюза.
Ведь приехавших сложно назвать политическими маргиналами. Партия Саркози контролирует 315 мест (более трети) в Национальном собрании и Сенате Франции (для сравнения, у Национального фронта во главе с Марин Ле ПЕН всего четыре депутатских мандата). Причем ни руководство партии, ни сам Саркози не подвергли крымских визитеров обструкции. Другими словами, они по меньшей мере не возражали против поездки.
Нет единства в отношении необходимости дальнейшей конфронтации с Москвой и в других странах ЕС. Как утверждается в расследовании РБК относительно попыток России выстроить союзнические отношения с различными политическими силами в Европе, в Европарламенте сторонниками Москвы можно считать порядка 20% депутатов. Этого, говорят эксперты, вполне достаточно, чтобы вносить смуту в ряды антироссийской коалиции.
Попытки Москвы расколоть европейские элиты принимают самые различные формы, от религиозных вояжей до финансовых займов. В этом смысле не удивили даже признания бывшего премьера Италии Сильвио БЕРЛУСКОНИ: с его слов, глава РФ Владимир ПУТИН предлагал ему переехать в Россию и стать министром экономического развития, пусть и фигурально, как уточнил позже пресс-секретарь президента Дмитрий ПЕСКОВ.
Понятно, что успех этой работы во многом зависит от исторической наследственности. Если в Польше шансы создать пророссийские силы почти нулевые, то в Болгарии или Греции они весьма высоки.
Тем не менее пока рано говорить о серьезных стратегических успехах. Скорее речь идет о тактических альянсах. Причем новоприобретенные партнеры часто используют Россию в качестве средства для давления на своих оппонентов. Как, например, в случае с Грецией, когда приезд премьер-министра Алексиса ЦИПРАСА в Москву “нечаянно” совпал с пиком баталий с Евросоюзом вокруг греческого долга. Или же вспомним Марин Ле Пен, которая берет заем в российском банке для своей партии. Но есть ли гарантии, что придя к власти, она сохранит свою пророссийскую риторику?
В свое время СССР без конца подкармливал маргинальные коммунистические партии, приглашал их представителей в страну, представляя это как поддержку советского курса широкими слоями Запада, но вместо победы мирового коммунизма вдруг рухнул сам.
Помимо тактических шагов, игры на противоречиях, политических амбиций и так далее Москве необходима общая стратегия налаживания диалога с Евросоюзом, которой пока очевидно нет.
Главная проблема в том, что и европейские политики, и европейские обыватели пребывают в абсолютном неведении относительно того, что именно ценного Россия готова предложить сегодня миру. Нужен четкий и понятный месседж - как, скажем, идеи социальной справедливости во времена СССР. Это было доходчиво и действительно имело широкую поддержку во многих европейских странах.
Кроме того, нужно искать точки соприкосновения с реальными политическими силами в ЕС по поводу серьезных проблем, которые действительно волнуют европейцев: угроза исламского экстремизма, экология, научные исследования, энергетическая безопасность.
Пока же мы следуем логике “Баба Яга против”, выступая практически по всем вопросам против официального Запада и фактически не предлагая ничего взамен.

Газета.ru

 

А тем временем

Наше право должно быть правее!

После долгих юридических споров, завершившихся на днях признанием приоритета российской Конституции над Европейской конвенцией, в России задумались о том, чтобы вообще вычеркнуть из Основного закона страны статью о международном праве. Такое предложение сделал глава Следственного комитета (СК) России Александр БАСТРЫКИН (на снимке), сообщила “Российская газета”.

“Безусловно, необходимо исключить из Конституции положения, согласно которым общепризнанные принципы и нормы международного права составляют неотъемлемую часть правовой системы Российской Федерации”, - заявил глава СК. При этом он добавил, что для этого нужно будет “инициировать вопрос о принятии закона о Конституционном собрании, которого до сих пор нет”.
Комментируя позицию Конституционного суда (КС), который сделал заявление о примате российского Основного закона, Бастрыкин указал, что это “полностью соответствует Конституции РФ, основано на ней, а также учитывает передовой опыт конституционного судопроизводства”. “Несогласие с толкованием Конвенции о защите прав человека и основных свобод, постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ. - Ред.) имеет место и в практике европейских государств”, - подчеркнул он.
Он призвал “продолжать и расширять практику участия Конституционного суда РФ в разрешении правовых коллизий” и “продолжать работу по совершенствованию Конституции РФ”. По мнению Бастрыкина, в Конституции можно скорректировать не только положение о приоритете международного права, о чем он неоднократно заявлял ранее, но и “ряд других конституционных положений”.
По его мнению, “ЕСПЧ чрезмерно увлекается субъективными, оценочными суждениями”. Кроме того, “отчетливо прослеживается презумпция виновности государства и безусловной невиновности заявителя”. По мнению главы СКР, ЕСПЧ “излишне гиперболизирует” и “абсолютизирует” значение международного права, что приводит к правовым коллизиям в его решениях.

NEWSru.com

Поделиться
Класснуть