1128

Прощай, старик-разбойник!

В ночь на понедельник на 89-м году жизни скончался Эльдар Рязанов

Всего пару недель назад ему исполнилось 88, но уже было ясно, что здоровье Эдьдара РЯЗАНОВА (на снимке) пошатнулось весьма серьезно, и эту замечательную цифру - в перевернутом виде два знака бесконечности - почти никто не отметил. Весь последний год мы получали тревожные сообщения то из одной, то из другой клиники. Организм Эльдара Александровича отчаянно боролся с болезнью. К сожалению, возраст взял свое, и в ночь на 30 ноября одного из самых прославленных и любимых режиссеров в истории российского и советского кино не стало.

Он родился 18 ноября 1927 года в Самаре в семье Александра Семеновича и Софьи Михайловны РЯЗАНОВЫХ. Согласно официальным сведениям, его отец был родом из крестьян, учился в реальном училище, в 16 лет вступил в ВКП(б), в 19 стал комиссаром дивизии. В 1922-м его послали разведчиком в Китай, потом перевели в Персию. Мать - Софья Михайловна, в девичестве ШУСТЕРМАН, вместе с мужем работала в советском торгпредстве в Тегеране, но рожать сына уехала к родителям в Самару. Младенца Эльдара (звучное имя на персидском означает “владеющий миром”) увезли в Москву, где папа устроился начальником винного главка и получил просторную квартиру с видом на Красную площадь. Александр Семенович пристрастился к алкоголю, жена, не выдержав скандалов, забрала трехлетнего сына и вскоре вышла замуж за инженера, вдовца с ребенком. А отец снова женился, у него родилась дочь. В 1938-м его арестовали и дали пять лет, затем добавили еще десять за побег. В общей сложности он отсидел 17. В начале 1960-х отец нашел сына по его фильмам. “Но близкого контакта не получилось: пришел совершенно чужой, сломанный жизнью человек, - вспоминал Рязанов. - Жену и дочку он не нашел… Я дал ему все деньги, которые имел при себе, и он исчез на четыре года, не имея права жить в Москве. После реабилитации все-таки перебрался в столицу, через несколько месяцев умер, и я приехал на его похороны”.
Во время войны семья эвакуировалась, ютились в холодных бараках с крысами. Эльдар нянчил сводного брата, стоял в очередях за хлебом и постоянно испытывал голод, о чем впоследствии не раз вспоминал в многочисленных интервью. В старших классах он хотел стать писателем и сочинял стихи, подражая Александру ПУШКИНУ, Михаилу ЛЕРМОНТОВУ, Владимиру МАЯКОВСКОМУ и Константину СИМОНОВУ.
В 1944 году, экстерном окончив 10-й класс, он послал запрос в Одесскую мореходку, но ответа не получил. Чтобы не терять год, вместе с приятелем из любопытства поехал во ВГИК. При подаче документов пришлось поволноваться: отец - “враг народа”, мать и отчим - евреи. К счастью, после приемных экзаменов юноша был зачислен на режиссерский факультет в мастерскую Григория КОЗИНЦЕВА, автора знаменитой трилогии о Максиме. Сам Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН был среди учителей Рязанова: студент бывал у него дома, пользовался библиотекой.
В 1950 году он с отличием окончил ВГИК и по распределению попал на ЦСДФ. Пять лет Рязанов работал в документальном кино: снимал сюжеты для киножурналов, по его словам - “отчаянно лакируя действительность”. В 1951-м он сделал свой первый киноочерк “Дорога имени Октября”, а за “Остров Сахалин” (1954) получил приз на фестивале в Канне. После этого подающего надежды молодого режиссера пригласили на “Мосфильм”, где в соавторстве с Сергеем ГУРОВЫМ он снял первый советский широкоэкранный фильм-ревю “Весенние голоса”.
Тогда же руководитель “Мосфильма” Иван ПЫРЬЕВ буквально заставил Рязанова заняться комедийным жанром, хотя тот поначалу отказывался. И в 1956 году родился один из трех великих комедиографов эпохи “оттепели” (наряду с ГАЙДАЕМ и Георгием ДАНЕЛИЕЙ) - Эльдар Рязанов снял музыкальную комедию “Карнавальная ночь”. Фильм имел грандиозный успех, удостоился призов на всесоюзном и международном кинофестивалях, стал образцом для новогодних комедий.
После потрясающего дебюта режиссер поверил в новое амплуа, начал снимать комедии в различных жанрах - лирическую “Девушка без адреса” (1957), героическую “Гусарская баллада” (1962), криминальную “Берегись автомобиля” (1966), бытовую “Зигзаг удачи” (1968). В 1960-е годы сложился коллектив творческих единомышленников: сценарист Эмиль БРАГИНСКИЙ, композитор Андрей ПЕТРОВ, оператор Владимир НАХАБЦЕВ.
Начиная с 1970-х до конца 1980-х Рязанов снимал по фильму в два года и чаще всего в соавторстве со своим другом, непревзойденным Эмилем Брагинским, создал с десяток настоящих хитов, вошедших в золотой фонд российского кино: 1971 - “Старики-разбойники”, 1973 - “Невероятные приключения итальянцев в России”, 1975 - “Ирония судьбы, или С легким паром!”, 1977 - “Служебный роман”, 1979 - “Гараж”, 1980 - “О бедном гусаре замолвите слово”, 1982 - “Вокзал для двоих”, 1984 - “Жестокий романс”, 1987 - “Забытая мелодия для флейты”.
Сам Эльдар Александрович во многом походил на своих киногероев, мятущихся в поисках правды, добра и справедливости. “У меня вообще каждая картина личная, потому что других я как бы делать не умею”, - признавался он, будучи многолетним ведущим “Кинопанорамы”.
В ХХI век режиссер вошел заслуженным мэтром - в 2002 году он стал президентом Российской академии кинематографических искусств “Ника”. В январе 2005-го открылся киноклуб Эльдара Рязанова, задуманный как своеобразный центр отечественной комедии. В трех залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и спектакли, проводятся творческие встречи, концерты. В 2010 году Рязанов стал одним из учредителей “КиноСоюза”.
Всю жизнь его возмущали ложь, лицемерие, ксенофобия и злобная нетерпимость, дефицит демократичности и внутренней культуры у людей. “Я вообще уже не понимаю, в какой стране живу. Раньше мы жили в каком-то спецпоселении. Были помоложе и верили в какие-то ценности. На словах там было много хорошего, а на самом деле все было извращено. Сейчас нет никакой колючей проволоки, и мы не сожалеем о ней. Раньше мечтали уехать за границу, а сейчас езжай, были б только деньги. С этой точки зрения жизнь стала лучше, интереснее, богаче. Но она стала бездуховной… Россия привыкла жить в жестком режиме, и когда вдруг наступила свобода, выяснилось, что многие не понимают, что это такое… Отсюда ужасный разброд, шатание, распущенность нравов”, - с горечью размышлял режиссер.
В его жизни и судьбе заметную роль сыграли три женщины. Сокурсница Зоя ФОМИНА стала его первой женой и родила ему единственную дочь Ольгу. Они расстались, прожив 15 лет. С литсотрудницей “Мосфильма” Ниной СКУЙБИНОЙ, молодой вдовой с сыном, Рязанов познакомился в начале 1970-х. Они прожили 22 года, и их любовь вдохновила режиссера на лучшие фильмы. Нина умерла от рака, и Рязанов тяжело переживал потерю любимого человека. Потом в его жизни появилась тележурналистка Эмма АБАЙДУЛЛИНА, ставшая заботливой подругой и помощницей Эльдара Александровича. О муже она говорит так: “Легко ли рядом с ним? Отнюдь. Он слишком требователен к себе и к другим. Слишком обязателен и ответственен, работоспособен и неуемен, чем заставляет и людей вокруг него напрягаться. Совершенно не умеет врать, а потому многим приходится выслушивать от него нелицеприятную правду... И каждый день этой жизни я открываю большого, талантливого, надежного, сердечного человека. Мужчину”.
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых Эльдар Александрович Рязанов ушел из жизни 30 ноября 2015 года.
Lenta.ru

Поделиться
Класснуть