1662

Манат упал, игла осталась...

После перехода на плавающий курс азербайджанская нацвалюта рухнула на 48 процентов к доллару 

Азербайджанский манат резко подешевел к доллару в минувший понедельник после решения Центробанка страны отпустить национальную валюту в свободное плавание. Аналитики отмечают, что ЦБ Азербайджана принял единственно верное решение в условиях повышения базовой процентной ставки ФРС США. В дальнейшем курс маната, как и курс российского рубля, будет зависеть в основном от нефтяных цен, говорят они.

Способ сохранить резервы

Решение Центробанка Азербайд­жана (ЦБА) о переходе на плавающий курс с 21 декабря вызвало значительное удешевление маната к доллару, передает агентство “Азери-пресс”. Снижение курса к американской валюте составило 47,6%, до 1,55 маната за доллар с 0,5 по состоянию на 18 декабря. Курс евро к манату вырос на 77,9%, до 1,68 маната, курс рубля повысился на 47,3%, до 0,02 маната.
Валютные резервы, находящиеся в распоряжении ЦБА, в манатном эквиваленте выросли на 48%, подсчитали в “Азери-пресс”. В долларовом эквиваленте их объем составлял 6,246 млрд. на 1 декабря.
“Ключевой фактор, влияющий на динамику валют развивающихся рынков, - это политика Федрезерва США. Они 16 декабря подняли базовую ставку на 0,25 п. п., и, как следствие, капитальные потоки разворачиваются с развивающихся рынков в сторону США”, - говорит доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Василий ЯКИМКИН. В такой ситуации, по его мнению, азербайджанский ЦБ принял единственно верное решение - девальвировать национальную валюту, чтобы не тратить золотовалютные резервы (ЗВР).
В ближайшие кварталы курс маната может еще просесть, считает эксперт, как и другие валюты развивающихся рынков, в связи с трендом на снижение нефтяных цен. “Азербайджанская валюта очень похожа на российскую в том, как она чувствительна к динамике цен на нефть”, - отметил Якимкин.
В прошлом году, напомнил он, российский ЦБ принял аналогичное решение, отпустив в плавание рубль. “Было, конечно, плохо, но это позволило спасти ЗВР”, - напомнил аналитик.
Позитивным фактором для Азербайджана могут стать сложности в российско-турецких отношениях, полагает Якимкин: “Понятно, что турецкая продукция не будет пропадать, пойдет через Азербайджан и Армению - бизнес есть бизнес”.
Товары дойдут до российского потребителя с 30-процентной наценкой через посредника. А для Азербайджана это дополнительные фискальные поступления, это тоже поддержит манат, рассуждает эксперт.

Как в России, только поменьше

Сам ЦБ Азербайджана целью своего решения назвал адаптацию валютного рынка к новым ценам на нефть. Углеводороды составляют 90% всего азербайджанского экспорта, отмечает агентство Bloomberg. По добыче нефти Азербайджан на третьем месте среди стран бывшего Советского Союза.
“Если нефть имеет все шансы еще на 20-30 процентов просесть в цене, то на такую же сумму просядет и манат”, - ожидает Якимкин.
Нефть и газ занимают основное место в экспорте, но удельный вес ненефтяного сектора в хозяйстве Азербайджана растет, говорит член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар КАСАЕВ. “Однако до полноценной диверсификации экономики, включая снижение зависимости от сбыта углеводородов, еще далеко”, - заявил он. Сейчас для нефтяной отрасли страны настали трудные времена, отмечает эксперт, а валютные запасы страны сокращаются: в годовом исчислении уже потрачено более 40% резервов, подсчитал он.
Параллельно падают объемы неф­тедобычи: за три квартала 2015 года она сократилась более чем на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, отметил Касаев, а ввод новых скважин откладывается.
“Плавающий курс маната - мера вынужденная, как и у ряда других государств, например Казахстана, но вряд ли она способна качественно улучшить текущую крайне тяжелую экономическую ситуацию”, - сказал Касаев. В прошлый понедельник, 14 декабря, казахстанский тенге в третий раз за два года обвалился, пробив новый исторический минимум - на этот раз 1993 года.
Качественно изменить ситуацию в Азербайджане, как и в России, могло бы улучшение бизнес-климата, но на практике этого не происходит, отмечает директор Банковского института Высшей школы экономики (ВШЭ) Василий СОЛОДКОВ.
“Азербайджанская экономика - это наша, только поменьше. Там та же самая нефтяная игла, зависимость азербайджанского бюджета от нефти критична. И все перспективы связаны с ценами на нефть”, - говорит он. Поэтому с большой вероятностью курс маната в ближайшее время будет снижаться дальше, вместе с ценами на нефть, отмечает эксперт.
Агентство Moody’s прогнозирует снижение экономического роста Азербайджана до 1,7% в 2016 году с 2,8% роста ВВП в текущем году.
Газета.ru

Кстати

Доживём до двадцатого?

Цены на нефть могут начать расти в конце 2016 - начале 2017 года и к 2020 году выйти на уровень $80 за баррель. Такое мнение на пресс-конференции в Токио высказал в понедельник исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих БИРОЛ.
“Нынешний уровень цен на нефть в районе $40 вряд ли будет таким же в долгосрочной перспективе, как прогнозируют некоторые эксперты. Мы можем увидеть тенденцию к росту в конце 2016 - начале 2017 года, а к 2020 году уровень цен приблизится к $80”, - отметил он. По его словам, “низкие цены положительно сказываются на потребителях энергетических ресурсов, однако если такой уровень будет сохраняться на протяжении долгого времени, то это будет негативным фактором для энергетической безопасности в целом. В частности, это касается того, что на производство нефти за пределами ОПЕК при нынешних условиях оказывается большое давление”.
Исполнительный директор МЭА также считает, что “сохранение низких цен на нефть будет вести к сокращению производства в таких странах, как Бразилия, Россия, США”.
ТАСС

Поделиться
Класснуть