2547

Держать этнос по ветру

Почему региональные политики и эксперты сомневаются в необходимости принятия закона “О российской нации”

В большинстве республик России с опасением относятся к инициативе экс-министра по делам национальностей Вячеслава МИХАЙЛОВА принять закон о российской нации. Глава Дагестана Рамазан АБДУЛАТИПОВ, также бывший министр по делам национальностей, считает, что такой закон “в природе существовать не может”. Глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь БАРИНОВ считает, что закон не должен касаться “этнической составляющей”. А некоторые региональные политики вообще считают, что подготовка закона и развязанные вокруг него дискуссии - это попытка кремлевских властей увести общественное внимание от наиболее злободневных тем в экономике.

Напомним, принять закон “О российской нации и управлении межэтническими отношениями” на заседании президентского совета по межнациональным вопросам 30 октября предложил Вячеслав Михайлов. Президент РФ Владимир ПУТИН согласился, что надо начать работать над законом.
22 ноября вице-премьер Александр ХЛОПОНИН заявил газете “КоммерсантЪ”, что концепцию закона эксперты и правительство должны подготовить до конца декабря. В концепции, считает он, должен быть “определен понятийный аппарат, чтобы друг друга понимать”, обозначены проблемы в межнациональных и межконфессиональных отношениях.
Сам закон, отметил вице-премьер, должен быть разработан в течение 2017 года. Однако пока общие подходы к проекту не найдены. “Был единый советский народ, но после развала СССР такого общегражданского понятия нет, - пояснил вице-премьер. - У нас проживает множество народов, наций, есть национальные территории, а с другой стороны, есть национальная компонента: народы имеют разную культуру, говорят на разных языках, и государство поддерживает национальную идентичность”. Господин Хлопонин отметил, что сейчас надо в первую очередь решить, “принимать закон о единой российской нации или нужна какая-то другая база, с которой можно спокойно смотреть в завтрашний день, не опасаясь межнациональной напряженности”.
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов (в 1990-1993 годах - председатель совета национальностей Верховного совета, в 1998-1999 годах - министр национальной политики РФ) заявил, что “закон о создании нации в природе существовать не может, он не принят фактически ни в одном государстве мира”. Формирование нации, по мнению господина Абдулатипова, - это “объективный исторический процесс”, а закон “лишь может регулировать те или иные отношения между людьми и социумами”.
Глава Дагестана считает, что “можно было бы разработать меморандум о российской нации, декларацию, комплексную программу развития межнациональных отношений”. Но “важно понимать, что формирование российской нации не отменяет самобытности других народов, проживающих в РФ”, подчеркнул господин Абдулатипов. Он напомнил, что десять лет назад внес в Госдуму законопроект “О правовых основах развития межнациональных отношений в РФ”. “Но Госдума более десяти лет не может прийти к консенсусу и принять такой закон, в котором, кстати, предусмотрен и раздел о российской нации”, - рассказал он.
В других республиках также восприняли идею критически. Депутат Госсовета Чувашии Виктор ИЛЬИН воспринял подготовку закона как попытку нарушения ст. 3 Конституции РФ, в которой “четко сказано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ”.
“Абстрактное обобщение в этой очень тонкой сфере может вести к потере уникальности и самобытности. Поэтому я категорический противник данного закона”, - сказал он. Директор Института истории Академии наук Татар­стана Рафаэль ХАКИМОВ не знает, “зачем этот закон нужен”. “У меня есть паспорт гражданина РФ, в стране русский язык установлен государственным. Есть система образования, телевидение - все друг друга понимают. Что нужно сверх этого? Мне кажется, некоторые политики плохо знают Конституцию”, - отметил он.
Глава комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль ВАЛЕЕВ считает, что для реализации в РФ нацполитики достаточно Конституции, стратегии государственной национальной политики и других имеющихся “хороших законов”.
По мнению главы ФАДН Игоря Баринова, предложенный на президентском совете закон сегодня для России не подходит. “Это должен быть закон о реализации государственной национальной политики, распределении полномочий между властями всех уровней. Этническую составляющую не надо вставлять в закон. Либо это должен быть второстепенный вопрос”, - сказал он.
Руководитель агентства по делам национальностей Тувы Вера ЛАПШАКОВА сказала “Ъ”, что закон нужен и “должен быть рамочным”, “а самое страшное в национальной политике - чего-то не учесть, кого-то обидеть”. Депутат Госдумы от Ингушетии Алихан ХАРСИЕВ полагает, чего “параллельно с принятием закона о российской нации надо принять меры для полной реализации закона о реабилитации репрессированных народов”.
По словам профессора Северо-Кавказского федерального университета Виктора АВКСЕНТЬЕВА, новый закон не поддерживается на местах. А представители казачьих организаций распространили совместное заявление совета атаманов Кавказской казачьей линии, Терского казачьего войска и координаторов движения “Русское единство Кавказа”, назвав законодательную инициативу “абсурдной и ангажированной”, сказал он. “Непонятно, как можно сверху создать новую национальную идентичность. У нас в Конституции все написано: мы - многонациональный народ России. Это всем понятно и не вызывает конфликтов”, - подчеркнул господин Авксентьев.
А руководитель Мордовского регионального правозащитного центра Василий ГУСЛЯННИКОВ считает, что “вообще не должно быть такого закона”. “Это попытка увести (общественное внимание. - “Ъ”) от наиболее злободневных тем. А самая злободневная - это экономика”, - полагает он.
“Бюджет страны идет явно не к улучшению, резервы скоро закончатся, но мы так и не получили развития ни промышленности, ни сельского хозяйства”, - добавила глава мордовского отделения КПРФ Валентина ЗАЙЦЕВА. Депутат заксобрания Карелии Ирина ПЕТЕЛЯЕВА также говорит, что инициатива отвлекает от проблем роста тарифов, ЖКХ, “оптимизации здравоохранения и образования”.
“КоммерсантЪ”

А тем временем

Что развалилось - вместе не сложишь...

Россияне считают, что распада Советского Союза можно было избежать (51%), и сожалеют о том, что это произошло (56%), сообщили в “Левада-центре”.
В свою очередь 29% респондентов полагают, что крах СССР был неизбежен. Затруднились ответить 20% участников опроса. Не жалеют о распаде Союза 28% россиян, еще 16% не смогли сформулировать свое отношение к этому факту.
Социологи поинтересовались у россиян, почему они недовольны распадом СССР. Отвечая на этот вопрос, респонденты чаще всего говорят о том, что была “разрушена единая экономическая система” (53%), что “люди потеряли чувство принадлежности к великой державе” (43%), что “возросли взаимное недоверие, ожесточенность” (31%) и что “утрачено чувство, что ты повсюду, как дома” (30%).
Рассуждая о причинах, приведших к распаду СССР, 29% сказали о “безответственном и необоснованном “беловежском сговоре” лидеров России, Украины и Белоруссии Бориса ЕЛЬЦИНА, Леонида КРАВЧУКА и Станислава ШУШКЕВИЧА”, а 23% увидели в этом “заговор враждебных СССР зарубежных сил”. О недовольстве населения руководством СССР - Михаилом ГОРБАЧЕВЫМ (первым и последним президентом СССР. - Ред.) и его окружением - говорит 21%, о “слишком тяжелой военной нагрузке на экономику страны, обернувшейся застоем и бедностью населения”, - 12%. На “амбиции республиканских элит” и “полное исчерпание коммунистической идеологии” указали по 13% респондентов.
Интерфакс

Поделиться
Класснуть