1531

Символ пропаганды, или Как российское кино опять становится важнейшим из искусств

В России никакая практика не может быть легитимизирована в глазах общества, пока не будет запечатлена в массовой художественной культуре. Пропаганда - ничто. Новости и политические шоу - страшная сила, но они пыль перед литературой и кино. Просто в силу того, что большинство людей ни в какие времена не интересуются по-настоящему политикой, но могут воспринимать ее через художественную подачу. Кремль пасует пропагандистам, те, покрутившись на поле, передают мяч деятелям слова и кино, которые и забивают гол. Музыканты пока сидят на скамейке запасных - для хоровой патриотической песни еще рано.

Многие гадали, что станет несомненным сигналом к началу новой эпохи. Знаком рубежа. Символом перехода. Симптомом смертельной болезни. И каждый раз представляли себе что-то крупное: обвал рубля, техногенная катастрофа, супертеракт… Но все это прошло, и все оказалось не то. За евро просили 100 рублей, была авария на Саяно-Шушенской ГЭС и взрывы самолетов. Все это порождало в обществе сильную тревогу. Но ни одно из событий не стало сигналом к бедствию.
А фильм режиссера Юрия БЫКОВА (на снимке) “Спящие” стал. Прошедший на Первом канале сериал - это предвыборный политический манифест. Это наконец озвученные правила игры. Их игры с нами.
Фабула проста. Россия засекречивает условия контракта на поставку народного газа китайцам - зачем народу знать, почем продают его газ? Американцы в погоне за документами подрывают наше посольство.
Высокообразованные утонченные офицеры ФСБ с помощью высоких технологий расследуют преступления сети спецагентов ЦРУ.
Агентурная сеть повсюду: от журналистов до работников МИД и гос­корпораций - все агенты. Значит, спецслужбы - наша опора. Американцы руководят нашей прессой, водят за руку правозащитников - стало быть, к ногтю эту прессу с гражданским обществом. Американцы же своих недалеких агентов похищают, убивают - и поделом, не жалко.
Убивают и сотрудничавших с ними правозащитницу и адвоката Асмолова (прототип, судя по всему, известный оппозиционер Алексей НАВАЛЬНЫЙ - Ред.). Американцы для поддержания российской оппозиции содержат фабрику троллей по типу Ольгинской, нанимают массовку на оппозиционный митинг - разумеется, здоровый человек не станет критиковать власть, это все тролли и массовка.
ФСБ и правительство в митинге волнует только одно - что скажут китайцы.
Людей готовится взорвать исламист, работавший в УНА-УНСО - тут сразу двух зайцев бьют. Террористы из Азии пробираются в Россию через Киев - а как иначе? Туда же, на Украину, уезжает главный московский агент ЦРУ и летит специалист по оранжевым революциям. И потом, собственно, начинается Майдан. А Москва остается полна богатыми оппозиционерами, которые презирают свою страну, зарабатывают здесь деньги, а с семьями живут в Европе и США - ясное дело, против власти идут те, кто родину не любит. И никому, никому, кроме нескольких израненных в боях офицеров ФСБ, до этого нет дела!
Все переменились местами. Абсолютно все. Тролли работают на оппозицию. Не чиновники, а недовольные ими граждане живут в сытой Европе. Правозащитников убивают американцы.
Одержимые шпиономанией, наши власти на самом деле, кажется, очень хотят походить на американцев. Работают силовики в просторных открытых кабинетах с умопомрачительным интерьером на манер американского полицейского участка 2000-х. И офицеры у нас не хуже Джеймса Бонда. В сериалах последних лет они красивые, стройные, почему-то богатые, у них фешенебельные женщины, фешенебельные офисы, фешенебельные квартиры и в любой компании они легко сходят за юристов из Нью-Йорка или искусствоведов из Парижа.
Американцы, напротив, изображены странно. Глава их резидентуры в Москве чавкает и распускает руки, а посол США - разумеется, он также втянут в агентурную сеть - истерик.
Но это в сказке, а в реальности российские силовики выглядят куда скромнее: в потертых джинсах, невыспавшиеся, с тусклыми лицами, многие носят с собой ланчбоксы, чтобы не обедать в дорогой и засиженной тараканами столовой. Красивых полицейских участков и кабинетов со стеклянными стенами в российских силовых структурах практически нет - интерьеры там такие, что хочется плакать.
Никаких технологий, с помощью которых можно за полсекунды в 20 раз увеличить видео с веб-камеры и разглядеть на нем лицо таксиста, у нас тоже нет. В России ДНК-тест делают неделями, а данные по звонкам получают в лучшем случае в течение нескольких дней.
Я понимаю, зачем так приукрашивают жизнь и быт наших силовиков - самый главный зритель хочет видеть их блестящими и умными. Не понимаю, зачем за это взялся именно Юрий Быков, который раньше снимал истории о том, как российские менты в своих покрывшихся плесенью грязных кабинетах убивают свидетелей чуть ли не голыми руками.
Понятно, что обставляя полицейские и прочие участки на западный манер, создатели фильмов преследуют еще одну цель - выйти со своим, прошу прощения, продуктом на международный рынок. Вслед за “Нюхачом”, “Мажором” и “Методом”, которые предложили экспорт­ный вариант российской действительности.
Но “Спящие” - продукт не для экспорта, он для внутреннего потреб­ления. Оттого вранье в нем смотрится комично.
Как будто нас с американцами поменяли местами - настоящая комедия положений. Смотришь и смеешься. А потом всплакнешь. Я представляю, как сами полицейские, следователи СК и сотрудники ФСБ сидят, смотрят наши сериалы и тоже плачут, потому что любой человек хочет быть хорошим.
А еще плачут сквозь смех журналисты. На экранах их богатые якобы коллеги живут в огромных квартирах с панорамными окнами и видом на Сити. У журналистов этих огромные полномочия, они бесстрашно и молниеносно узнают про любые события и сразу же все публикуют. В редакции независимой газеты, богатству которой позавидует не только Chicago Tribune, но и The Washington Post, под виски обсуждают убийство правозащитницы и гражданского активиста якобы агентами ФСБ. “Ни один журналист не упустит возможность пнуть ФСБ” - говорят в сериале, для убедительности вкладывая слова в уста американца. На пресс-конференции ФСБ журналисты хором скандируют: “Правду! Правду!”
В фильме изуродовано и обол­гано все гражданское общество. Журналисты - богатые идиоты с контактами в ЦРУ. Правозащитники - смешные взбалмошные чудаки, которые получают информацию от американских агентов. Низовая прослойка - активисты и видеоблогеры - показаны дебилами и укурками.
Огромная фабрика троллей помогает журналистам в пользу ЦРУ раскручивать громкие истории. При этом в прессе работают одни дебилы, уроды или прелюбодеи, которые зажрались, чавкают, тычут в собеседника вилкой и, конечно же, работают на американскую разведку.
О необходимости менять жизнь в стране, где люди живут по неандертальским правилам, говорит офицер ФСБ. Но и он - агент ЦРУ.
В фильме все однозначно: властью и жизнью в стране недовольны только психи, кретины или предатели. И даже искренние ее патриоты руку на власть поднимают только при поддержке США. Порядочный умный человек жизнью должен быть доволен. Если кто-то из порядочных подумывает выступить против, ему четко говорят: не высовывайся, один ты ничего не сделаешь. Такой посыл из серии в серию отправляют журналистам: не лезьте, не возмущайтесь - вы одни, вас будут обсуждать в светской хронике два дня, а затем отовсюду вышвырнут.
Напрасная трата эфирного времени - журналисты как раз давно все поняли.
Для обычных людей тоже есть предостерегающие указания. Если вы хотите выступить против политических убийств на площади, знайте, что туда придут не больше двух тысяч человек, да и тех взорвут американцы при помощи родных журналистов. Очень грубая работа.
Если бы кино снял сценарист Сергей МИНАЕВ или, например, Никита МИХАЛКОВ, за ними бы не стояло ничего, кроме пропаганды. Но участие Юрия Быкова меняет дело. Быков - человек, прекрасно знающий, что происходит в России. А партнер Быкова по проекту БОНДАРЧУК (Федор, кинорежиссер. - Ред.) уже знает, что это такое, когда вместо блестящей международной славы ты получаешь лишь награду от Минобороны.
Фильм, на мой взгляд, не просто опасный, он подлый. Потому что Юрий Быков знает, что доблестного полковника Родионова играет актер Игорь ПЕТРЕНКО, осужденный некогда за участие в убийстве и чудом получивший за это условный срок. Что обвинивший всех в связях с ЦРУ сценарист фильма Сергей Минаев прямо сейчас сидит в Лондоне и постоянно шлет оттуда фото. А последним журналистом, который не упустил возможность наехать на ФСБ, была Анна ПОЛИТКОВСКАЯ из “Новой газеты”. Годовщину ее убийства отметили как раз накануне премьеры сериала...

Газета.RU

А тем временем

Гаишники снимут фильм. С экрана

МВД РФ при поддержке Минкульта намерено добиться, чтобы создатели кинофильмов или сериалов перестали снимать сцены, в которых положительные герои игнорируют ремни безо­пасности, превышают скорость, переходят дорогу на красный свет или допускают другие нарушения правил дорожного движения (ПДД).

Соответствующие рекомендации разрабатываются по поручению правительства РФ. Представители киноотрасли опасаются, что это может пойти вразрез с “творческими замыслами” авторов. В ГИБДД настаивают, что речи о принуждении не идет.
Госавтоинспекция уже много лет добивается от производителей фильмов и сериалов, чтобы герои в кадре соблюдали ПДД. ГИБДД, в частности, неоднократно направляла соответствующие обращения в кинокомпании, однако сколько-нибудь ощутимого результата добиться не удалось. И тогда в сентябре этого года правительство РФ в лице первого вице-премьера Игоря ШУВАЛОВА дало поручение МВД разработать рекомендации для кинопроизводителей, которые затем будут им направлены для исполнения через Минкульт и Союз кинематографистов.
В четверг в Министерстве культуры отчитались, что направили в МВД свои рекомендации.
Тем временем опрошенные представители киноиндустрии скептически восприняли планы МВД.

“КоммерсантЪ”

Поделиться
Класснуть

Свежее