1382

Раздрай в Евросоюзе

Сравнение ЕС с СССР стало очень популярным среди евроскептиков из стран бывшего Варшавского блока

В 2018 году роль председателя Евросоюза перейдет к Болгарии, которая собирается декларировать курс на укрепление единства ЕС. Как заявила на днях министр по делам болгарского председательства в ЕС Лилиана ПАВЛОВА, главенство Софии в союзе должно помочь созданию “объединенной и сильной Европы”. Однако, несмотря на желание представителей Болгарии как государства Восточной Европы крепить единство ЕС, эксперты отмечают, что конфликт между восточной и западной частями внутри союза все больше разрастается.

Главной головной болью для ЕС в этом году стала Польша. Самая влиятельная восточноевропейская страна и некогда “образец демократии”, а также “образец для подражания”, Польша вызывает все больше опасений у европейских чиновников. Главная причина - недовольство действиями правящей в стране консервативной партии “Право и справедливость”.
Руководство этой партии неоднократно подвергалось критике со стороны ЕС за законы, идущие вразрез с европейскими ценностями. Переполнило чашу терпения недавнее одобрение верхней палатой польского парламента окончательной редакции закона о Верховном суде и Национальном судебном совете.
Реформа предполагает возможность внесения жалоб на решение суда любого уровня в Верховный суд. Кроме того, пенсионный возраст для судей теперь составляет 65 лет с возможностью продления срока полномочий при обращении на имя президента.
Правозащитные организации уверены: изменения ставят судебную власть под контроль исполнительной.
Формальным инициатором реформ стал президент Польши Ярослав ДУДА, однако реальным возмутителем спокойствия в ЕС считают главу правящей партии “Право и справедливость” Ярослава КАЧИНЬСКОГО.
В ответ на действия польских властей Еврокомиссия начала в отношении Польши активацию 7-й статьи “Соглашения о ЕС”. Самым главным последствием ее применения может стать лишение Польши права голоса в Совете Европы. При этом строптивое польское правительство не боится угроз и даже собирается судиться с ЕС. Польский политолог Якоб КОРЕЙБА считает, что для властей страны это возможность не только показать свою силу, но и унизить оппонентов внутри страны.
Похожие проблемы ЕС испытывает и с Венгрией. Хотя ее лидера - премьера Виктора ОРБАНА - глава Еврокомиссии Жан Клод ЮНКЕР называет “диктатором” в шутку, венгерского политика всерьез обвиняют в наступлении на демократические принципы ЕС.
Орбан дает к этому немало поводов. В Европе венгерского лидера также неоднократно критиковали за его попытку перестроить судебную систему, которая поставила бы под вопрос независимость судов. Будапешт в конечном итоге пошел на попятную и реформу свернул, однако Брюссель продолжил критику - теперь за давление на иностранные НКО и отношение к мигрантам. Венгрия отказывается принимать их, несмотря на то, что это обязаны делать все страны - члены ЕС.
Орбан также довольно жестко выступал и в отношении Украины, которую он обвинял в притеснении венгерского меньшинства в результате принятия дискриминационного “закона о языке”.
Хотя закон был направлен прежде всего против большого соседа на востоке, под раздачу попало и венгерское меньшинство. Киев к критике прислушался, скорректировав свои действия так, чтобы закон не затрагивал государства ЕС.
Вслед за Венгрией и Польшей новой мишенью для критики со стороны ЕС может стать Румыния - здесь тоже идет судебная реформа. Она, по мнению европейских чиновников, может установить политический контроль над судебной системой и лишить судей независимости. Негодование система вызывает и у оппозиции страны, которая массово выводит людей на улицы с протестами против изменений.
Выступающий против реформы президент Румынии Клаус ЙОХАННИС констатировал, что риск того, что Румыния подверг­нется такому же остракизму, как и Польша, очень велик. “Если вы считаете, что изменения в судебном законодательстве пройдут без последствий, вы, наверное, свалились с неба”, - заявил Йоханнис.
Еще одной проблемной страной в будущем году для ЕС может стать Чехия, где премьер-министром по итогам выборов стал бизнесмен-популист Андрей БАБИШ. Премьер после назначения на этот пост заявил, что будет все-таки сотрудничать с ЕС, хотя довольно жестко критиковал союз во время кампании. Политик умело играл на евроскептических настроениях избирателей, ждавших от него принятия закона о референдуме о выходе из ЕС, а также экономического роста и противодействия приему беженцев. Бабиш ранее не раз высказывался негативно в отношении европейской миграционной политики.
Евроскептики часто сравнивают ЕС с Советским Союзом, это сравнение популярно среди сторонников партии “Право и справедливость” в Польше. “В глазах поляков Брюссель Жана Клода Юнкера и Дональда ТУСКА (председатель Европейского совета. - Ред.) все больше похож на брежневскую Москву”, - говорит польский эксперт Якоб Корейба.
Хотя подобные аналогии преувеличены, СССР в брежневские времена также имел дело отнюдь не с монолитным союзом из верных сателлитов. Каждая страна советского блока имела свою специфику, и ее необходимо было учитывать. Строптивой союзницей была Польша, руководство которой не слишком желало “играть по нотам” Москвы, Венгрия всячески защищала свой путь к полурыночному социализму, Румыния открыто заигрывала с США, а Болгария отказывалась размещать у себя военные базы СССР.
Для противодействия планам Чехословакии перейти к демократическим реформам в рамках социализма СССР использовал военную интервенцию - Москва вмешалась в дела хоть и союзного, но все же суверенного государства. На Западе в 1968 году эти действия объяснили “доктриной Брежнева”, смысл которой состоял в “ограниченном суверенитете” этих государств.
Хотя подобные практики чужды европейским представлениям о демократии, излишнее давление ЕС на страны Центральной и Восточной Европы может привести к ожесточенному противодействию с их стороны.
“Не поддержим ли мы новый СССР, в котором снова потеряем страны, только недавно ставшие частью нас и которые хотят оставаться с нами в ЕС?” - задумался в ноябре этого года в своем блоге влиятельный европейский обозреватель Джон ДАНЦИГ.
На первый взгляд эти опасения кажутся напрасными. По данным исследования Pew Research, проведенного летом этого года в десяти странах восточной и центральной части ЕС, большинство респондентов поддерживает идею Европейского союза. Выйти из ЕС хотят только 18% респондентов во всех десяти странах.
Однако повод для беспокойства все же есть. Как отмечает заведующий сектором политических проблем европейской интеграции ИМЭМО Российской академии наук Сергей УТКИН, “модель, в рамках которой Центральная и Восточная Европа смотрела на Западную Европу как на образец, себя почти исчерпала - по крайней мере, на нынешнем историческом этапе”.
По мнению эксперта, и к странам Восточной Европы, и к их западным партнерам “приходит осознание, что своеобразие Центральной и Восточной Европы в обозримом будущем останется не только в части узко понимаемой культуры, но и в политике”.
Эксперт считает, что для сохранения сплоченности ЕС эту специфику надо будет принимать во внимание. “Вряд ли можно ожидать, что возникающие по линии Центральная - Восточная и Западная Европа разногласия будут каким-то образом полностью преодолены. Скорее они останутся одной из важных черт дальнейшего развития Евросоюза, для которого внутреннее разнообразие - это одновременно и проблема, и преимущество. Идет поиск нового равновесия внутри ЕС”, - резюмирует эксперт.
Газета.Ru

Поделиться
Класснуть