1227

Резня в пермской школе

Психологи отвергают версию, что российские подростки переняли от американских ровесников некую “моду” на школьные атаки

В минувший понедельник утром двое подростков напали на преподавателя и учеников 4 “Б” класса школы № 127 города, один из нападавших учится в этой школе в 11-м классе - он прошел в здание по собственному пропуску. Как в школу попал второй нападавший, ее бывший учащийся, неизвестно. По словам источника РБК, знакомого с ходом расследования, подростки умышленно зашли в расположенный на третьем этаже кабинет труда, где урок вела Наталья ШАГУЛИНА. Нападавшие несколько раз ударили 47-летнюю женщину в шею и грудь, затем попытались напасть на школьников, некоторым из них удалось убежать. Они направились в торговый центр “Кит”, расположенный по соседству, где сообщили охраннику о нападении. Именно он и вызвал правоохранителей. Издание Газета.Ru спросило у экспертов, почему явление, которое ранее ассоциировалось только с США, пришло в Россию.

После нападения на детей подростки спустились в вестибюль школы, где попытались убить друг друга, собираясь таким образом покончить жизнь самоубийством после поножовщины, сказал собеседник РБК.
Во время драки подростков с ножами в пермской школе № 127 учительница Наталья Шагулина “приняла весь удар на себя”, рассказала РБК руководитель городского департамента образования Людмила ГАДЖИЕВА. Чиновница рассказала, что у преподавательницы “большой педагогический стаж” - от 25 лет и у нее с классом был “полный контакт”. “В этой школе работает очень давно и зарекомендовала себя только с самой положительной стороны. Очень любит детей, ее очень любят родители”, - отметила Гаджиева.
По ее словам, когда “эти два подростка ворвались в класс”, учительница “приняла весь удар на себя”. “Она не ушла из класса, а сделала все, чтобы обеспечить максимальную безопасность детей, поэтому и получилось, что у нее больше всех ножевых ранений”, - подчеркнула Гаджиева, добавив, что, по мнению властей города, это “мужественный, геройский поступок”.
“Слава богу, что у нас есть такие достойные учителя, которые даже в экстренной ситуации ведут себя очень правильно”, - заключила она.
У Шагулиной двое детей, дочь учится в шестом классе в этой же школе.
Всего в ходе нападения пострадали 15 человек, из них учительница, 16-летний подросток и 10-летний ученик были госпитализированы в тяжелом состоянии и помещены в реанимацию. Состояние одного из нападавших оценивается как тяжелое. Еще восемь детей попали в краевую детскую больницу в состоянии средней тяжести.
Вчера утром учительница пришла в себя после операции. Она находится на искусственной вентиляции легких.
Судя по страницам в соцсети ВКонтакте обоих нападавших, они живо интересовались массовым убийством в школе “Колумбайн” в США: на страницах размещено множество видеороликов и изображений на эту тему, один из нападавших также состоял в группах, посвященных этой трагедии. Напомним, в апреле 1999 года в штате Колорадо с помощью стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств двое учеников - Эрик ХАРРИС и Дилан КЛИБОЛД - ранили 37 человек, 13 из которых позже скончались. Нападавшие покончили жизнь самоубийством.
Один из нападавших на пермскую школу в день инцидента, по словам очевидцев, также неоднократно заявлял, что он “пришел сюда, чтобы сдохнуть”. Кроме того, по данным МВД, один из нападавших состоял на учете в психоневрологическом диспансере. По словам одного из учеников школы № 127, парень отличался агрессивным поведением. Ученик говорит, что подросток несколько раз уходил из дома, принимал наркотики и якобы пытался покончить с собой. Проблемы с родителями, по словам знакомого, у нападавшего возникали на почве увлечения компьютерными играми на грани зависимости.
Напомним, что за последние годы это не первое чрезвычайное происшествие в школах на российских просторах. В сентябре 2017 года школьник напал с пневматическим оружием и кухонным топориком на учительницу и учащихся школы в подмосковной Ивантеевке. Педагог получила черепно-мозговую травму. Перепугавшиеся дети начали выпрыгивать из окон, в результате трое из них получили различные травмы. Как выяснилось, подросток на своей странице в соцсети ВКонтакте вспоминал события в школе “Колумбайн” в годовщину трагедии. Кроме того, он готовился к атаке в Ивантеевке заранее и обсуждал ее с друзьями.
В феврале 2014 года в московском районе Отрадное ученик 10-го класса пришел в школу с отцовской малокалиберной винтовкой, которую он выкрал из домашнего сейфа, и зашел в класс биологии.
Там он на глазах у своих одноклассников расстрелял 30-летнего учителя географии и биологии Андрея КИРИЛЛОВА и захватил заложников. Позже в школу по вызову прибыли двое полицейских. Один из них, 38-летний Сергей БУШУЕВ, приоткрыл дверь кабинета, и подросток выстрелил в него. Пуля прошла через левую руку в тело, от чего Бушуев скончался на месте. Второй полицейский, 29-летний Владимир КРОХИН, пытался спасти коллегу из-под огня, но был ранен в левую часть грудной клетки. В тяжелом состоянии Крохина доставили в НИИ имени Склифосовского, где он был прооперирован. Уговорить подростка сдаться и отпустить заложников смог только его отец. По данным Следственного комитета, школьник успел выстрелить из винтовки не менее 11 раз, прежде чем его схватили полицейские. Суд приговорил стрелка к принудительному лечению.
Эксперты призывают воздержаться от однозначных выводов и дождаться завершения расследования, которое бы выявило истинные мотивы инцидента в пермской школе. Однако общие тенденции они отмечают уже сейчас. В частности, у многих нападавших на школы за последние несколько лет, как выяснилось, были проблемы в семье. И если родители не могут уделять достаточно внимания эмоциональному состоянию ребенка, то этот процесс должна брать на контроль школа, в том числе и обучая мам с папами тому, как слушать и общаться с несовершеннолетним, пояснила изданию Газета.Ru руководитель отдела клинической психиатрии детского и подросткового возраста Центра психиатрии и наркологии имени Сербского, главный внештатный детский специалист-психиатр Москвы Анна ПОРТНОВА.
“Система образования как очень большой институт, хорошо развитый, он должен иметь в своем штате и психологическую службу. Но психологи есть далеко не в каждой школе. А там, где они есть, в основном занимаются сопровождением учебного процесса: они контролируют, как дети усваивают навыки, знания и умения. Они не занимаются эмоциональным состоянием детей, не имеют подготовки по основам клинической психологии и психиатрии. Поэтому с критическими состояниями большинство школьных психологов справляться не умеет”, - отмечает Портнова.
Руководитель Московского отделения Федерации психологов образования России, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета Ирина УМНЯШОВА подчеркивает, что работа школьного психолога в наши дни плохо отрегулирована законодательством, что сказывается на ее качестве. “Есть профессиональный стандарт психолога, в него также входит такая трудовая функция, как эмоциональное сопровождение детей. Однако это невозможно сделать без согласия родителей. Психолог не первый герой этой истории. Есть и классные руководители, и родители, которые, понимая, что есть признаки отклоняющегося поведения, могли принять участие в профилактике”.
Психолог считает, что стремление подростков воплотить в жизнь такие жестокие сюжеты, как со школой “Колумбайн”, говорит о том, что они хотят выделиться и произвести впечатление на окружающих. “В подростковом возрасте детям свойственно подражание, а также использование негативных примеров для того, чтобы обратить на себя внимание”, - сказала Умняшова. Портнова добавляет, что “сам подростковый возраст подразумевает определенную долю максимализма, поиска ярких ощущений, себя в этом мире, а также признания. Однако добиться признания хорошими поступками сложнее, нежели плохими. Учиться на отлично сложнее, чем хулиганить, драться, угрожать ножом или попасть в яркую субкультуру и покрасить волосы”.
Психолог Павел ВОЛЖЕНКОВ отвергает версию, что российские подростки переняли некую “моду” на школьные атаки.
“Я считаю, что дети ощущают бессмысленность своего пребывания в школе. Смотрят на то, как много работающих нищих людей вокруг, слышат разговоры взрослых на эти темы, видят передачи в СМИ, хотят вырваться из нищеты. Они хотят много зарабатывать, чтобы быть обеспеченными. То, что им дают в школе, не связано с зарабатыванием денег. Они не получают ответы на свои вопросы о способах заработка, о профессиях, о бизнесе, и их тем не менее заставляют ходить в школу. Из-за этого дети протестуют. Подросток может найти выход для этих протестных чувств в потреблении алкоголя, наркотиков, в беспорядочных сексуальных связях, в общеопасном поведении, а может в такой форме протеста, как ущерб учителям и другим детям. Это один из вариантов протеста, это не самоцель. При этом дети знают о школе “Колумбайн” из соцсетей и Интернета, но все не сводится лишь к этому”, - сказал Волженков.
Он считает, что школьную программу нужно сделать более приближенной к современной жизни, к потребностям учеников, к интересам, к тому, как зарабатывать деньги. “Допустим, в школе есть алгебра. Это замечательный и очень нужный предмет. Можно изо дня в день объяснять ученикам ее на примерах того, что лодка плывет с такой-то скоростью, что столько-то воды затекло в бассейн, а столько вытекло. Но они не понимают, зачем это нужно. А можно говорить: вот мост, чтобы его построить, необходимо применить такую-то алгебраическую формулу. Проектирует мост инженер-проектировщик. Он зарабатывает столько-то денег. А теперь посмотрим сайт с зарплатами, вакансиями. А теперь посмотрим ролик на YouTube, в котором инженер-конструктор рассказывает, как он решает одну из задач из своей практики. Это будет связано с практической жизнью. Кроме того, школьное образование забюрократизировано, учителя пишут очень много отчетов, не успевают за реалиями современности, за тем, что востребовано сейчас”, - отметил психолог.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статьям “покушение на преступление” и “покушение на убийство двух и более лиц” УК России.
Газета.Ru, РБК

Вместо P. S. Школа № 127 в Перми, где 15 января двое подростков с ножами напали на учеников, закрыта, сообщило вчера РИА “Новости”. При этом объявления о закрытии и возобновлении работы школы не публиковались. Однако заведение вчера было закрыто, у ворот, ведущих на территорию, дежурили сотрудники полиции, свет в большинстве помещений не горел.

Поделиться
Класснуть