897

Тривиальные тайны

Почему в “кремлевском докладе” почти всю значимую информацию засекретили

Опубликованные Минфином США списки российских высокопоставленных должностных лиц и “олигархов” оказались тривиальными, а почти всю значимую информацию засекретили.

Документ, прозванный в СМИ “кремлевским докладом”, вызвал много шума: имена приближенных к российскому правящему режиму, которые должны были появиться в докладе, воспринимались в контексте будущих возможных санкций против этих людей.
Однако та часть отчета, которую Минфин США решил сделать публичной, малоинформативна и не влечет значительных репутационных последствий для тех, кто попал в список. Всю главную информацию про чиновников и бизнесменов - оценку близости к президенту Владимиру ПУТИНУ, источники происхождения капитала, “индексы коррупции” и т. д. - Минфин США поместил в засекреченную часть доклада. В ней же скрыта информация о родственниках фигурантов списка, деловых связях чиновников и олигархов и, самое главное, о “потенциальном воздействии” введения “вторичных санкций” в отношении бизнесменов и в отношении российских компаний с существенным госучастием.
Публичная версия отчета - это лишь восемь с небольшим страниц, которые, как подчеркивает сам Минфин США, не имеют никаких санкционных последствий. “Это не санкционный список, и включение физических лиц или организаций в этот доклад и приложения к нему ни в коей мере не должно интерпретироваться с целью введения санкций против этих лиц и организаций”, - говорится в документе.
В список внесены 114 “политических фигур”, включая 43 чиновника администрации президента России, премьер-министра и 30 министров правительства, 40 других должностных лиц (руководство Госдумы и Совета Федерации, главы спецслужб и правоохранительных ведомств, руководители Москвы и Санкт-Петербурга, исполнительные директора крупнейших госкомпаний). Никаких фильтров и дополнительных критериев к чиновникам не применялось. Есть и неточная, устаревшая информация (например, в список включен Олег БУДАРГИН как действующий гендиректор “Россетей”, но он покинул компанию в сентябре 2017 года). Председателя ЦБ Эльвиры НАБИУЛЛИНОЙ в перечне нет, поскольку Центробанк рассматривается как независимый от правительства институт.
Неясно, по какому критерию были отобраны главы государственных предприятий: в списке представлены руководители 19 компаний (“Газпром”, “Роснефть”, Сбербанк, РЖД, ВТБ, “Ростех”, “Россети”, “Интер РАО”, “Росатом”, “Транснефть”, Газпромбанк, “Татнефть”, “Аэрофлот”, “Башнефть”, ОАК, “РусГидро”, ВЭБ, АЛРОСА, Sakhalin Energy). А например, в спецперечне Росимущества - 50 госкомпаний.
Список “олигархов” включает 96 имен, которые соответствуют единственному критерию: их состояние оценивается не менее чем в $1 млрд. “согласно надежным публичным источникам”. Это просто все без исключения долларовые миллиардеры из прошлогоднего списка Forbes (таких россиян в нем как раз 96). В результате такого неизбирательного подхода в списке Минфина оказались, например, Елена Батурина, Дмитрий Рыболовлев, Юрий Мильнер или Олег Тиньков, которые далеки от правящего режима, а их экономические интересы целиком или в значительной степени сосредоточены на Западе.
По той же формалистской логике в списке оказался глава Федерального архивного агентства историк Андрей АРТИЗОВ - только потому, что руководство деятельностью Росархива формально осуществляет президент Владимир Путин.
В секретном приложении к отчету могут быть и другие персоны, в том числе должностные лица, не включенные в открытый список, и “олигархи”, состояние которых оценивается менее чем в $1 млрд., предупреждает Минфин. Независимо от этого включение лиц в публичный или секретный список не означает и не подразумевает “никаких ограничений и запретов”, указывает Минфин, американским и иностранным лицам по-прежнему можно вести дела с фигурантами списков, не считая тех, кто уже находится под блокирующими санкциями США. В открытом списке есть люди, ранее внесенные в санкционный список SDN, - например, Сергей ГЛАЗЬЕВ, Дмитрий КОЗАК, Дмитрий РОГОЗИН, Сергей ЧЕМЕЗОВ, Геннадий ТИМЧЕНКО, Юрий КОВАЛЬЧУК, Аркадий РОТЕНБЕРГ.
В докладе также анализировались роль государственных и полугосударственных структур (parastatal entities) в российской экономике и потенциальные эффекты от введения против таких структур дополнительных санкций. Эти структуры Минфин США определил как “компании, в которых доля госучастия составляет не менее 25% и которые имели выручку в 2016 году на уровне $2 млрд. и выше”. Список этих компаний тоже засекречен.
Никакие оценки потенциальных эффектов от введения дополнительных санкций против фигурантов списков в открытой части доклада не приводятся. Обращает на себя внимание только то, что Минфин проводил анализ последствий для экономик России и США от “дополнительных санкций в отношении олигархов, высокопоставленных политических фигур и структур с госучастием”, тогда как сам закон CAATSA требовал такого анализа только применительно к санкциям против олигархов, государственных предприятий и организаций с госучастием, но не против политиков.
РБК

Поделиться
Класснуть

Свежее

Избил, вставив в рот конские удила… Территория выживания
Избил, вставив в рот конские удила…

В Шымкенте в ближайшие дни перед судом предстанет мужчина, обвиняемый в неисполнении родительских обязанностей и в истязании шестерых приемных детей, которых он одного за другим взял в семью всего за три года.

2197