1288

Наш ответ Чемберлену

В ответ на британские санкции по “делу Скрипаля” Россия вышлет 23 британских дипломата, закроет консульство в Петербурге и Британский совет. Лондон в ответ может закрыть офис Россотрудничества, предполагают эксперты.

Напомним, дипломатический скандал начался после отравления бывшего полковника ГРУ Сергея СКРИПАЛЯ и его дочери Юлии СКРИПАЛЬ (на нижнем снимке) 4 марта в английском городке Солсбери. Британская сторона, ссылаясь на заключения своих экспертов, уверяет, что при покушении использовалось нервно-паралитическое вещество “Новичок”, которое, предположительно, разрабатывалось в СССР. Россия настаивает на том, что до завершения следствия делать выводы об использованном яде и чьей-либо причастности рано. Однако Мэй 12 марта объявила о российском происхождении вещества, потребовав от Москвы объяснений. Не дождавшись “заслуживающего доверия ответа”, 14 марта она объявила о санкциях в отношении Москвы.
В минувшую субботу МИД России назвал ответные меры на объявленные 14 марта премьер-министром Великобритании Терезой МЭЙ санкции против Москвы. Россию должны покинуть 23 британских дипломата, генконсульство Великобритании в Санкт-Петербурге будет закрыто, на территории России должен прекратить свою деятельность Британский совет - общественная организация, продвигающая культурно-языковые связи.
Объявленные персонами нон грата дипломаты высылаются в таком же количестве, что и российские дипломаты, о высылке которых объявила Мэй. Закрытие консульства в Петербурге МИД объяснил “диспаритетом в числе консульских учреждений”. После закрытия британского консульства в Санкт-Петербурге у каждой из стран, кроме посольства, будет лишь по одному консульству - российское в Эдинбурге и британское в Екатеринбурге. Британский совет же закрывается в связи с “неурегулированностью статуса”. Что имеется в виду под понятием “неурегулированность статуса”, в МИД при этом не пояснили.
При этом МИД заявил, что в случае новых недружественных шагов Лондона Москва оставляет за собой право принять другие ответные меры.
Отметим, что помимо высылки 23 российских дипломатов, названных “незадекларированными разведчиками”, Лондон объявил о прекращении контактов с Россией на высшем правительственном уровне, отзыве приглашения министру иностранных дел России Сергею ЛАВРОВУ посетить Великобританию и об отказе направлять в Россию на чемпионат мира по футболу официальные делегации. Британское правительство также усилит меры безопасности на границе, чтобы пресекать “враждебную деятельность иностранных держав”. Британский премьер говорила и о возможности блокировки российских государственных активов, если будет обнаружено, что они как-то связаны с угрозой жизни и имуществу британцев. Кабинет министров также поддержит принятие британским парламентом аналога американского “закона Магнитского”, который позволит вводить финансовые и визовые санкции против россиян, причастных к нарушению прав человека.
Российский ответ на санкции Мэй оказался масштабнее, чем действия Лондона, но с политической точки зрения более умеренным, рассказал РБК почетный президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества, бывший посол России в Великобритании Анатолий АДАМИШИН. “С нашей стороны мы видим удар и по консульской работе, и по культурному сотрудничеству в целом. Но британцы также пошли на ряд крайне неприятных шагов”, - заявил Адамишин. Наиболее болезненным, по его словам, является разрыв политических контактов: он может отразиться не только на дипломатических связях, но и на сотрудничестве в области безопасности, которое до инцидента со Скрипалем “только-только начало налаживаться”.
Меры, принятые Москвой, нельзя назвать симметричными: они более масштабные и внушительные, чем британские санк­ции, отметил также эксперт-международник, руководитель российского агентства “Внешняя политика” Андрей СУШЕНЦОВ. “Вал обвинений и высылку дипломатов до завершения расследования в Москве расценили как подчеркнуто недружественные, провокационные шаги, поэтому действия Лондона вызвали еще более жесткие ответные меры”, - сказал РБК Сушенцов.
Британский совет - очень мощная организация, которая ведает почти всем комплексом британских культурных и даже туристических связей, и для британцев она очень важна, пояснил РБК Адамишин. В целом, по мнению Адамишина, подобный обмен санкциями не исключает дальнейших взаимных шагов. Так, в ответ на решение по Британскому совету Лондон может закрыть филиал Россотрудничества, а на решение по консульству в Петербурге - закрыть консульство в Эдинбурге.
Тем более что британский МИД в субботу предупредил, что Совет национальной безопасности страны соберется в начале начавшейся недели и определит последующие шаги на российские действия.
А тем временем вчера верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика МОГЕРИНИ заявила агентству Reuters, что Евросоюз выражает “полную солидарность” с Великобританией по делу об отравлении бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля. “Я всегда ожидаю единства стран ЕС”, - сказала Могерини на заседании Совета ЕС. Но на вопросы о введении новых санкций против России в связи с инцидентом в Солсбери верховный представитель ЕС пока не ответила.
РБК

Поделиться
Класснуть