1600

Чего хочет женщина, того хочет ЕС?

Как британский премьер разыгрывает антироссийскую карту на саммите в Брюсселе и почему партнеры не оценили ее игры...

Чуть более пяти лет назад глава российских Вооруженных сил Валерий ГЕРАСИМОВ выступил в Кремле с докладом о том, как в будущем будут вестись военные действия. Нет необходимости в пушках и танках, чтобы победить врага, сказал он: в наши дни есть куда более эффективные способы для победы. Компьютерный взлом, телепропаганда, незаконные махинации - все это может деморализовать оппонента и ослабить союзы. Эта военная доктрина получила название в честь Герасимова, а ее недавние жертвы Сергей СКРИПАЛЬ и его дочь Юлия СКРИПАЛЬ сейчас находятся в больнице Солсбери. Это не объявление войны, а напоминание о том, что она уже идет полным ходом, пишет обозреватель издания Daily Telegraph Фрейзер НЕЛЬСОН.

Именно эту мысль пыталась донести премьер-министр Великобритании Тереза МЭЙ на прошедшем двухдневном европейском саммите в Брюсселе. Она хочет, чтобы другие страны не повторили ее ошибку. Она занимала должность главы МВД, когда расследование смерти Александра ЛИТВИНЕНКО (экс-сотрудник КГБ и ФСБ. - Ред.) окончательно пришло к выводу, что его убийство было совершено бывшими сотрудниками КГБ, но повела себя недостаточно расторопно.
Она понимала, чем это грозит: в то время мало кто полагал, что с Россией может возникнуть новый конфликт. Никто не хочет в это верить сейчас, но инцидент в Солсбери заставил британцев сосредоточиться на давно существующей проблеме. И теперь Мэй хочет, чтобы то же самое сделали и европейцы.
С момента отравления Сергея Скрипаля и его дочери власти Британии не скупятся делиться информацией с союзниками. Данные анализов крови были отправлены во Францию, Германию и США, чтобы там могли убедиться в правоте британских специалистов, пришедших к выводу, что бывшего сотрудника ГРУ хотели убить нер­вно-паралитическим веществом “Новичок”, отмечает издание.
Есть четыре разновидности “Новичка”, и тот, что был идентифицирован в Солсбери, мог быть изготовлен в очень ограниченном круге стран, способных производить биологическое оружие. Из потенциально враждебных Ирана, Северной Кореи, России и Китая кому было бы выгодно подставить Россию? Это было бы лишено мотива и логики, считает обозреватель.
Тайно заполучить “Новичок” могла русская мафия. Но для его транспортировки потребовались бы навыки, которыми обладает лишь государство. Прикосновение к “Новичку” или малейшее вдыхание его паров приведет к летальному исходу: убийца, который нанес бы вещество, например, на стекло автомобиля, подверг бы себя смертельной опасности.
Гангстеры не стали бы идти на такие ухищрения. Если они хотят кого-то убить, то представляют это как несчастный случай или самоубийство. Гангстеры ненавидят огласку. Использование нервно-паралитического вещества неизбежно станет событием международного масштаба, пишет Нельсон.
Именно поэтому столько стран пришли к выводу, что за нападением стоит Россия. Есть и другие версии, но ни одна из них не выдерживает критики. Президента РФ Владимира ПУТИНА не впервые обвиняют в убийстве своих врагов. Попытка убийства в Солсбери четко вписывается в предложенную Герасимовым тактику “размывания границ между войной и миром”. Заказное убийство здесь, компьютерный взлом там - все это с целью дестабилизации и приведения в замешательство противника, утверждает автор.
Теперь Кремль ждет ответных действий Британии и ее союзников. На этот раз ответ был быстрым, обоснованным и синхронизированным, поскольку Россия уже некоторое время использует “стратегию Герасимова” в нескольких других европейских странах. Российские самолеты регулярно проверяют шведские ПВО. Эстония стала жертвой кибератаки, а президент Франции Эммануэль МАКРОН на себе почувствовал действие российской пропаганды.
Цель Кремля не в том, чтобы поддерживать его соперника на выборах Марин Ле ПЕН или кого-либо еще. Он хочет выставить своих врагов дураками или заставить их подозревать друг друга - например, публикуя их разговоры. Посеять сомнение, которое будет способно внести раскол в союзы, в том числе и в Евросоюз, чтобы союзники перестали действовать сообща, считает Нельсон.
Представители британских властей уже проводят встречи за границей, предлагая план совместных ответных мер. Основная мысль состоит в том, что в случае с убийством Литвиненко не нужно было ждать независимого подтверждения о том, что он был убит полонием-210. Для этого требуется время, а Россия использует это время в своих интересах, сея сомнения в умах.
Государственные российские СМИ придумали уже около 30 разнообразных теорий о том, как было совершено нападение на Скрипаля. Если Кремль хочет затянуть процесс, то действовать нужно быстро. Если он хочет разделения, нужно, напротив, показать единство. Таковы новые правила, уверяет автор.
Вряд ли Мэй удастся добиться сильной реакции ЕС. Союз с трудом принимает решения, касающиеся международных дел, поскольку любая из 28 стран-членов может воспользоваться правом вето (например, Греция настояла на сглаживании формулировок в заявлении ЕС об отравлении в Солс­бери. - Ред.).
“Российские деньги есть везде, - рассказал обозревателю Daily Telegraph представитель британского правительства. - В Болгарии, Румынии, на Кипре. Влияние покупается легко”.
Это дает Мэй возможность донести еще одну мысль: после Брексита европейским странам необходимо будет найти новый путь работать вместе. Часто говорят, что бывший сотрудник КГБ Путин, помешанный на НАТО, застрял в образе мышления времен холодной войны. Но сейчас он с большим успехом использует современную тактику XXI века, а вот Запад как раз застрял в 1980-х.
Дело Скрипаля вызывает недоумение: почему вдруг Путин пошел на попятную в обмене шпионами. Во времена холодной войны существовали правила, протоколы и процедуры. Новые правила Москвы - хаос, ложь и непредсказуемость. Если ваш оппонент умеет действовать только в условиях определенности, то преимущество на вашей стороне. Отправьте в Крым войска без опознавательных знаков, и он ваш, полагает журналист.
Это будет долгая кампания, которая не ограничится лишь дипломатическими уколами вроде высылки дипломатов. В британском правительстве считают, что есть три основные составляющие для достижения успеха: отпор в киберпространстве, многочисленная армия, призванная отпугнуть антагонистов, и, наконец, Всемирная служба Би-би-си, которая рассматривается как эффективный инструмент в информационных войнах.
Но налицо изъяны: армия уменьшается, ее финансирование сокращается, а Всемирная служба Би-би-си была вынуждена закрывать свои станции после нескольких лет урезания бюджета, пишет автор.
Мэй права, когда обращается к своим союзникам с просьбой серьезно относиться к российской угрозе, но необходимо провести значительную работу и у себя дома. В правительстве говорят, что Россия показала себя как стратегический враг, а не стратегический партнер.
Это новый конфликт с новыми правилами, к которому Путин прекрасно подготовился. Вопрос в том, готовы ли к нему мы, резюмирует Нельсон.
Би-би-си

Кстати

И пойдут по пути Британии...

Возможность высылки российских дипломатов в связи с отравлением в Великобритании бывшего полковника ГРУ Сергея СКРИПАЛЯ и его дочери Юлии СКРИПАЛЬ рассматривают еще пять стран - членов Евросоюза, в частности Франция, Польша, Эстония, Латвия и Литва. Об этом вчера со ссылкой на неназванные источники сообщила британская газета The Guardian.
Накануне, как напоминает издание, в Брюсселе состоялся саммит ЕС. В ходе переговоров лидеры блока обсуждали ответ на “нападение на Скрипалей в Солсбери”. Оба они, по данным властей Британии, были отравлены нервно-паралитическим веществом “Новичок”, которое разрабатывалось в СССР. Ответственность в связи с этим за случившееся премьер-министр Великобритании Тереза МЭЙ возложила на Москву. С этой точкой зрения на саммите согласились и главы государств - членов Евросоюза. Именно Россия, по их мнению, “с большей долей вероятности” была виновницей этого инцидента.
“Великобритания, Германия и Франция (в ходе встречи в Брюсселе. - Ред.) подтвердили, что другого правдоподобного объяснения, кроме того, что ответственность (за отравление Скрипалей. - Ред.) несет Россия, нет”, - добавил один из собеседников газеты, подчеркнув, что лидеры этих государств, по его данным, “договорились о возможности серьезно отреагировать на подобные действия Москвы”.
Кроме того, высылку российских дипломатов, которые на самом деле являются сотрудниками разведслужб, ранее допустила президент Литвы Даля ГРИБАУСКАЙТЕ.
Также о возможной высылке российских дипломатов по итогам саммита ЕС говорил и премьер-министр Чехии Андрей БАБИШ.
При этом премьер-министр Греции Алексис ЦИПРАС “очень осторожно” обозначил линию своей страны по этому вопросу, замечает The Guardian. “Мы должны выразить нашу солидарность с Великобританией, британским народом, но в то же время нам нужно расследовать (произошедшее в Солсбери. - Ред.)”, - приводит его слова издание.
РБК

Поделиться
Класснуть

Свежее