1231

Пролетая над гнездом кукушки

Почему российскому бизнесу не стоит надеяться на родное государство и отмену санкций

Влияние американских санкций против компаний Олега ДЕРИПАСКИ на судьбу его бизнеса и блокировки Роскомнадзором мессенджера Telegram в России с предельной наглядностью показывают: в нынешней ситуации российскому бизнесу вряд ли можно ждать милостей от родного государства и тем более уповать на скорую отмену или смягчение иностранных санкций. “Позитивные” сигналы из Вашингтона не означают, что давление снизится, а призывы государства работать в России - что сайт даже самого яркого стартапа не заблокируют просто в ходе “борьбы” с чем бы то ни было.

Бизнесмен Олег Дерипаска может отказаться от конт­роля над “Русалом”, сообщили СМИ. Ранее Дерипаска согласился покинуть совет директоров компании En+ и дал добро на вхождение в совет новых независимых директоров. Кроме того, бизнесмен готов снизить долю в En+ ниже 50%.
Фактически российский миллиардер послушно исполняет требования Минфина США, который заявил о возможности смягчения санкций в случае передачи им контроля над бизнесом другим лицам. Однако, уже узнав о первых шагах бизнесмена по уменьшению доли в En+, Минфин США недвусмысленно дал понять, что само по себе это не означает отмены санкций. “Сокращение доли собственности лица, на которое распространяются санкции, необязательно само по себе и является основанием для исключения из списка (санкционного. - Ред.)”, - сказали в Минфине США. Оно и понятно: санкции против Дерипаски - это санкции против России. И если доля бизнесмена в том же “Русале” достанется российскому государству или аффилированным лицам, с точки зрения вводивших санкции ничего не изменится.
Хотя после первого смягчения санкций против “Русала” - его контрагентам американцы пока всего лишь дали несколько лишних месяцев для разрыва отношений - акции холдинга резко поднялись в цене после обвального падения 9 апреля, по сути “петлю с шеи” алюминиевого гиганта никто не снимал. Как ничего не изменила по существу и публикация Спортивным арбитражным судом показаний экс-директора российского “Антидопингового центра” Григория РОДЧЕНКОВА, где он говорит, что своими глазами не видел, как российским спортсменам государство дает допинг и подменяет пробы. МОК и международное спортивное сообщество не изменили своего отношения к России. Никуда не испарились и последствия так называемого “дела Скрипаля” (британские власти обвиняют Россию в отравлении бывшего разведчика ГРУ Сергея СКРИПАЛЯ и его дочери Юлии СКРИПАЛЬ. - Ред.). Высланных почти из 30 стран российских дипломатов, как и ответно высланных из России дипломатов, возвращать пока никто не собирается. Великобритания отказалась признавать российские дипломы и может начать массовую проверку происхождения состояний богатых россиян, имеющих собственность в Соединенном Королевстве. Кроме того, британские власти грозят раскрыть данные о россиянах, хранящих средства в офшорах. Россия закрыла Британский совет.
Про беспрецедентную дипломатическую войну США и России с рекордной в истории высылкой дипломатов, закрытием консульств, резким усложнением процедуры получения виз и говорить нечего - похоже, такими плохими отношения двух стран не были еще никогда со времен Карибского кризиса. Или даже просто никогда.
В самой России крупному бизнесу, за исключением, может, совсем узкого круга, тоже вряд ли стоит рассчитывать на какую-то поддержку. Государство, разумеется, может начать спасать проблемные крупные бизнесы - системно значимые банки или холдинги, которые дают сотни тысяч рабочих мест и формируют целые моногорода. Но, по сути, это спасение самого государства. При этом, как мы видим на примере тех же санируемых банков из топ-10, прежние собственники просто лишаются своего бизнеса, и он на неопределенный срок переходит под контроль государства.
Рядовые россияне тоже вполне осознают, что санкции - всерьез и надолго. Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, о новом витке санк­ций слышали 73% опрошенных. При этом 53% расценивают их как попытку повлиять на внешнеполитический курс нашей страны, а 25% считают их главной целью борьбу с бизнес-конкурентами (кстати, именно эту версию пытается в последнее время представить главной российская власть). Более половины россиян (55%) ожидают усиления санкций в течение ближайшего года, тогда как их ослабление прогнозируют только 14%.
Активно продвигавшаяся, особенно в первые годы санкционной войны, российской властью точка зрения о пользе иностранных санк­ций для развития России точно не является доминирующей в обществе. 28% считают, что санкции идут во вред, а 30% - что на пользу. То есть тут почти равенство.
Однако ситуацию могут существенно осложнить новые российские официальные контрсанкции и побочные санкции. Последствия возможного запрета на ввоз американских лекарств могут оказаться первой по-настоящему ощутимой санкцией как раз для рядовых россиян. Все-таки до сих пор главным последствием санкций, понятным народным массам, было затяжное падение доходов и несколько обвалов рубля, но с этим удалось справиться российским финансовым властям. К тому же россияне по-прежнему в большинстве своем не склонны связывать экономические проблемы страны именно с санкциями и не считают их основанием для смены нашей внешней политики.
Побочными санкциями можно назвать безуспешно идущую почти две недели блокировку мессенджера Telegram в России, который до сих пор даже без обходных маневров работает в том числе у высокопоставленных российских чиновников (на днях это подтвердил вице-премьер Аркадий ДВОРКОВИЧ). Убытки российского бизнеса от побочных блокировок законных ресурсов и сервисов эксперты оценивают в миллиарды рублей. За которые еще придется бороться. Первым к Роскомнадзору иск подал бизнесмен Александр ВИХАРЕВ, оценивший потери в 5 млн. руб. (более $80 тыс.)
Оказалось, что в России, которая тесно связана с мировыми производственными и цифровыми цепочками, бизнес может напороться просто на рикошет каких-либо действий государства - даже в отношении не их самих, а совершенно посторонних компаний.
Так что если раньше модно было говорить, что к санкциям адаптировалась национальная экономика, теперь к ним впору адаптироваться национальной психологии. Привыкнуть, что это часть повседневной жизни, а не из ряда вон выходящие обстоятельства. Ну, а российский бизнес и вовсе оказывается между молотом и наковальней - уводить активы в офшоры и обходить международные санкции становится все сложнее, а если оставлять все в России, тоже никто не гарантирует ни бесперебойности работы бизнеса, ни сохранност собственности, ни даже личной свободы.

Газета.Ru

Кстати

Прощай, Царь-пушка державная...

Российские миллионеры не выдерживают “тягот” жизни на родине и уезжают за границу. К таким выводам пришли специалисты группы компаний Kalinka Group, проводившие исследование в данном сегменте рынка.

За последние три года, начиная с кризисного 2014-го, количество хозяев элитной недвижимости, желающих эмигрировать из России, выросло в 4,5 раза, говорится в исследовании. “Анализируя поведение собственников элитной недвижимости, мы наблюдаем, что российские миллионеры активно уезжают из России. В качестве причин большинство называют экономическую нестабильность и текущую политическую ситуацию. Многие признаются, что в России становится все сложнее вести бизнес”, - комментирует председатель совета директоров Kalinka Group Екатерина РУМЯНЦЕВА.

Газета.Ru

А тем временем

Российские тайны Туманного Альбиона

Общий объем средств, которые россияне хранят в британских офшорах - на Виргинских и Каймановых островах - составляет 34 млрд. евро ($47 млрд.), сообщила газета Sunday Times со ссылкой на материалы британской неправительственной организации Global Witness, которая борется с нарушениями прав человека и политикой стран, экспортирующих природные ресурсы. Ранее в Лондоне пригрозили раскрыть имена всех этих бизнесменов из России.

Эта сумма, как подчеркивает издание, в пять раз превышает объем средств, которые граждане России разместили в самой Великобритании. При этом 30 млрд. евро из них, как замечает газета, приходится только на Британские Виргинские острова.
В целом же за последнее десятилетие, как выяснили эксперты Global Witness, через британские территории из России прошли 110 млрд. евро. Таким образом, Великобритания, как заметили аналитики, стала вторым по популярности направлением для российских офшорных инвестиций - больше их только на Кипре, замечает Sunday Times.
Прежде премьер-министр Великобритании Тереза МЭЙ, как напоминает издание, обещала заморозить все находящиеся в стране российские активы и средства в ответ на отравление 4 марта в Солсбери бывшего полковника ГРУ Сергея СКРИПАЛЯ и его дочери Юлии СКРИПАЛЬ.
После этого 26 апреля группа депутатов в британском парламенте, состоящая из консерваторов, лейбористов и представителей Шотландской национальной партии, объявила о своем намерении потребовать от британских властей принять законопроект, согласно которому заморские территории должны будут обязать раскрывать личности бизнесменов, хранящих активы в их юрисдикции. В настоящее время Виргинские и Каймановы острова по законодательству от этого требования, действующего по всей Британии, освобождены.

РБК


Поделиться
Класснуть