1139

Страсти по Ирану

Хватит ли странам Евросоюза стойкости, чтобы противостоять Вашингтону и сохранить ядерную сделку с Тегераном?

После своего решения о выходе Штатов из ядерной сделки с Ираном президент Дональд ТРАМП в минувший четверг заявил, что введение “самых жестких и строгих санкций” поможет ему заключить с Ираном “честную сделку”. При этом американский президент хотел бы, чтобы специалисты США могли инспектировать военные базы в Иране. Между тем решение Трампа выйти из сделки по Ирану все больше нервирует европейских лидеров. Даже канцлер Германии Ангела МЕРКЕЛЬ заявила, что Европа больше не может полагаться на США.

Напомним, о решении выйти из “ядерной сделки” Трамп объявил во вторник, 8 мая. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) был подписан между Ираном и шестью странами - Россией, Британией, Китаем, Францией, США и Германией - в 2015 году. В соответствии с ним Иран обязался ограничить свою ядерную программу в обмен на снятие санкций.
После объявления о выходе из соглашения Трамп пообещал, что Иран столкнется с невиданными проблемами в случае, если продолжит разработку оружия. Также США готовятся снова ввести экономические санкции против Ирана, которые ранее были сняты после подписания ядерной сделки. Однако глава США отметил, что готов вместе с партнерами работать над новым соглашением, которое будет поистине “всеобъемлющим решением” для борьбы с угрозой со стороны Тегерана.
И в четверг, выступая перед своими сторонниками в Эркхарте (штат Индиана), Дональд Трамп заявил, что США рассчитывают заключить с Ираном новый, “хороший” договор. В своем выступлении он еще раз отметил, что существовавшее соглашение позволило Ирану “вплотную” подобраться к созданию ядерного оружия, а также заработать $150 млрд., которые “будут потрачены на распространение бедлама по всему Ближнему Востоку”.
“Мы вводим самые жесткие и строгие санкции против Ирана, и я надеюсь, что мы сможем заключить хорошее и честное соглашение с ними, хорошее соглашение и для них, - заявил Трамп. - Мы не можем позволить им обладать ядерным оружием. Мы должны иметь возможность посещать их военные базы, чтобы проверить, не обманывают ли они нас”.
В Минфине США пообещали, что действие санкций против Ирана будет восстановлено в срок от 90 до 180 дней. С 6 августа, например, начнут действовать ограничения против Ирана, связанные с покупкой американских товаров и услуг и долларов. С 4 ноября в силу вступят санкции против иранских компаний и предприятий.
Отметим, в мире решение Трампа поддержали Израиль и некоторые арабские государства. Другие участники соглашения, наоборот, выступили за сохранение СВПД.
Канцлер Германии Ангела Меркель накануне своего визита в Россию даже призвала европейских лидеров перестать полагаться на США: “Соединенные Штаты более не могут просто защищать нас, Европе необходимо взять судьбу в свои руки, это наша задача на будущее”.
Переговоры с президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ Меркель проведет в Сочи 18 мая. По всей видимости, последние события вокруг судьбы иранской ядерной сделки внесут коррективы в повестку встречи лидеров двух стран.
Планы США выйти из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе уже стали одной из центральных тем переговоров в Москве и. о. министра иностранных дел России Сергея Лаврова с главой МИД Германии Хайко МААСОМ наряду с украинским и сирийским кризисами.
Кстати, визит в Россию для Мааса стал первым с момента назначения его главой внешнеполитического ведомства ФРГ.
Во время пресс-подхода российский глава МИД особенно остановился на проблеме неопределенности по поводу будущего “иранской ядерной сделки”. Он призвал всех участников соглашения оценить сложившуюся ситуацию и принять действия, для того чтобы документ был сохранен независимо от решения США.
“Мы считаем важным, чтобы все остальные участники этого плана действий могли оперативно оценить сложившуюся ситуацию, провести необходимые консультации и выработать шаги, которые позволили бы сохранить этот важнейший документ”, - подчеркнул Лавров.
Глава немецкого МИД подчеркнул, что Германия “едина во мнении, что нужно искать пути сохранения этого соглашения”, и призвал вести диалог по этому вопросу, чтобы удержать Тегеран в рамках выполнения СВПД. Если Иран покинет соглашение, отметил Маас, это приведет к обострению конфликта на Ближнем Востоке, а в этом не заинтересована ни одна сторона.
“Речь сейчас идет о том, чтобы предотвратить неконтролируемое обострение ситуации в регионе, который и так разрывается конфликтами. Именно поэтому мы будем вести интенсивные переговоры с нашими партнерами”, - подчеркнул Маас.
Гарантами соглашения помимо США выступают Россия, Германия, Франция, Великобритания и Китай. Все участники “сделки” (кроме Вашингтона) уже сообщили, что собираются и впредь работать в рамках СВПД, а также будут вести тесные переговоры в рамках сложившейся ситуации, чтобы она не дестабилизировалась снова.
Удержание Ирана в орбите действия соглашения для Германии важно не только в политическом контексте - у Берлина есть и экономический интерес: в структуре инвестиций Европейского союза в иранский рынок доля Германии достигает 60%.
Ситуация, которая сложилась вокруг ядерной сделки, по сути, невыгодна всем европейским участникам соглашения, поскольку возможен сценарий, при котором США могут ввести ограничения не только против Тегерана, но и против стран, которые отказались вводить санкции.
Тогда Германии и Франции придется столкнуться с выбором - отказаться от иранского рынка или быть также заложниками американских санкций.
“Германии будет очень сложно, и она будет изображать, что не выходит из СВПД, а на самом деле потихоньку вводить санкции и провоцировать Иран на выход, чтобы потом сказать: “А это не мы, это Иран”, - считает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир БРУТЕР.
По его мнению, Германия попробует не допустить такого развития сценария событий, однако хватит ли у нее стойкости противостоять Штатам - вопрос дискуссионный.
Вместе с тем лидеры европейских государств уже давно - по крайней мере в риторике - заявляют о готовности к большей самостоятельности и независимости от политики Вашингтона. “И Франция, и Великобритания, и Германия готовы к противостоянию с США”, - считает руководитель Центра германских исследований института Европы Российской академии наук (РАН) Владислав БЕЛОВ.
Он также отмечает, что односторонний выход США и односторонние санкции могут привести к “разнонаправленной политике”, потому что ЕС может отказаться их поддерживать, так как Германия и Франция заинтересованы в экономическом сотрудничестве с Ираном. Важным является и то, что Берлин и Париж подтверждают факт, что Иран следует договоренностям сделки, то есть не ведет разработок ядерного оружия.
Трамп же утверждает, что у него есть доказательства нарушения Тегераном взятых на себя обязательств, однако пока подтверждений этим заявлениям нет. Также пока нет претензий к Ирану и со стороны Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Однако напомним, что в конце апреля премьер-министр Израиля Биньямин НЕТАНЬЯХУ представил документы, свидетельствующие, по его словам, о том, что Иран нарушает венское соглашение (см. “Атомная реакция”, “Время” от 2.5.2018 г.). Нетаньяху объявил о наличии убедительных доказательств того, что Иран обманывает весь мир по поводу своей ядерной программы. Трамп, комментируя выступление Нетаньяху, подчеркнул, что действия Ирана неприемлемы. При этом Дональд Трамп еще в период избирательной кампании критиковал предыдущего президента США Барака ОБАМУ за заключенную сделку с Ираном.

Газета.Ru, РБК

А тем временем

Удар по “Панцирю”

Пресс-служба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) опубликовала видео уничтожения одной из целей в Сирии во время авиаударов, произведенных в ответ на произошедший в ночь на минувший четверг обстрел израильской территории. По утверждению Израиля, атака была совершена иранскими вооруженными формированиями, действующими на сирийской территории. Иран же категорически отрицает причастность к обстрелу.

В четверг на сайте ЦАХАЛа появилось видео, на котором видно, как выпущенная Израилем ракета уничтожает машину с установленным на ней военным оборудованием. Как пояснили в израильской армии, на запись попала атака на радар сирийских ПВО системы “Панцирь-С1” российского производства.
Ранее пресс-служба ЦАХАЛа сообщала, что на территории Сирии были атакованы более 50 целей, в том числе пять радаров сирийских ПВО систем С-200 (SA5), С-75 “Двина” (SA2), “Панцирь-С1” (SA22) и “Бук-М1-2” (SA17). При этом отмечалось, что большинство ударов было нанесено по базам, штабам и разведывательным подразделениям сил “Аль-Кудс” иранского “Корпуса стражей исламской революции”.
По данным Армии обороны Израиля, была атакована военная база Ирана к северу от Дамаска, склады вооружений в международном аэропорту Дамаска и другие объекты. Также был уничтожен автомобиль, с которого осуществлялись запуски ракет в сторону Израиля. Все израильские самолеты, участвовавшие в операции, благополучно вернулись на аэродромы базирования.
Министр обороны Израиля Авигдор ЛИБЕРМАН сообщил, что ЦАХАЛ повредил “почти все” объекты военной инфраструктуры Ирана в Сирии. Атака велась в ответ на обстрел Израиля, произведенный, по утверждению ЦАХАЛа, иранскими военными с территории Сирии. Для проведения атаки Иран использовал реактивную систему залпового огня (РСЗО) “Ураган” советского производства, сообщили в израильской армии. По данным Сирийской обсерватории по правам человека, жертвами удара стали 15 человек, восемь из них иранцы.
Иран же отвергает причастность к ночному обстрелу, утверждая, что это была ответная реакция Сирии на израильскую агрессию. “В Сирии нет иранских военных и нет баз. Израиль врет”, - сказал заместитель председателя комитета национальной безопасности и внешней политики парламента Ирана Хасан Бейги.

Newsru.com


Поделиться
Класснуть