935

Осаждённая экономика. Для своих...

Какие риски несет чрезмерная защита данных российских компаний

Минэкономразвития РФ предложило ограничить доступ акционеров к информации в качестве меры противодействия санкциям США в целях поддержки системообразующих предприятий. Определять, какую информацию будут раскрывать публичные общества, а какую они не обязаны раскрывать, будет правительство. Само и кулуарно. Также в его праве будет ограничивать свободный доступ к сведениям об участниках и директорах обществ, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Поможет ли это в противодействии санкционному давлению?

Еще в прошлом году были приняты и вступили в действие поправки в закон “Об акционерных обществах”, которые дают возможность в ряде случаев не раскрывать информацию компаниям о крупных сделках. В основном это коснулось сделок по выполнению гособоронзаказа и военно-технического сотрудничества теми компаниями, против которых действуют санкционные ограничения. По некоторым данным, после этого примерно пятая часть крупнейших заказчиков прекратила раскрывать данные о своих поставщиках.
Стоит отметить, что четких критериев о том, в каком случае какую информацию следует утаивать, нет.
К чему приведет расширение секретности “в целях поддержки системообразующих предприятий” (как сказано в пояснительной записке) и поможет ли это в противодействии санкциям как старым, так и будущим?
Первая чисто обывательская реакция на такое новшество: под покровом секретности начнут творить, что хотят, коррупция, и без того немаленькая, расцветет еще более пышным цветом.
С другой стороны, даже самые громкие разоблачения, сделанные на основе анализа открытых данных публичных торгов, разве всегда приводили у нас хотя бы к чисто формальному заведению уголовного дела? Скорее, работал принцип, известный еще из советской кинематографической классики (фильм “Берегись автомобиля”): “Эта нога - она того, кого надо нога”.
Кому надо - тот будет знать все. И принимать соответствующие решения без всякого там арбитражного суда.
В то же время, конечно, по мере расширения секретности коррупция не снизится, а лишь увеличится. Поскольку возрастет чувство безнаказанности, которое будет лишь усилено тем, что та или иная компания удостоится “высокой чести” получить право на сокрытие информации. Типа она патриотическая и ее защищают от треклятой Америки.
Вряд ли также будут в дополнение к закрытию публичной информации заведены некие “секретные коммерческие суды”, эдакий новый вариант сталинских судебных “троек” при, скажем, ФСБ, которые будут блюсти чистоту дел и помыслов “секретных коммерсантов”. Все это, конечно, не повысит эффективности работы российской экономики.
Ровно то же самое касается засекречивания сведений об участниках и директорах обществ. Для проверки контрагентов, наверное, придется заводить “своих людей” в соответствующих - скорее всего, силовых - структурах, которые не только лягут дополнительным бременем трансакционных расходов на бизнес, но и еще более укрепятся в своем уникальном положении.
Многие вспомнят лихие 90-е, когда силовики не только крышевали бизнес, но и оказывали другие услуги, неизбежные в отсутствие соответствующей информации, а также в отсутствие должного правового регулирования на ранних стадиях развития рынка.
Кстати, сведения о недвижимости, принадлежащей “особо приближенным”, уже засекречена. И действительно, зачем досужей публике знать, какие там у кого “наверху” хоромы и по чем. Не этой публике эти хоромы покупать. А они там промеж себя как-нибудь разберутся.
Странно будет выглядеть, конечно, российский фондовый рынок. Когда многие важнейшие сведения, оказывающие влияние на котировки публичных компаний, будут доступны не всем, а только немногим. Впору будет при “контролирующих структурах” организовывать собственные брокерские конторы. Типа при “первых отделах”, для своих. Это богатое “дебютное начало”, еще невиданное, пожалуй, ни в одной рыночной экономике. Попутно можно будет забыть о таких “мелочах”, как привлечение иностранного капитала, повышение всяческих рейтингов инвестиционной привлекательности.
Утечка капитала возрастет, пока это будет можно. А потом неизбежно придется закрывать всю экономику. Равно как закрывать выезд большому количеству людей - носителей, как теперь окажется, конфиденциальной коммерческой информации.
Ни один инвестор не станет вкладывать деньги в кота в мешке, если только эти инвестиции не основаны на эксклюзивном инсайде. И это не самого лучшего качества инвестиции. А когда коты в мешках будут составлять существенную часть российского рынка (притом непредсказуемую часть), то и в этот рынок в целом инвестировать тоже не будут.
Учитывая высокую монополизированность российской экономики, когда буквально пара сотен компаний, по сути, определяет все ее развитие, “секретность” может охватить почти всю экономику за исключением разве что всяких парикмахерских и шиномонтажа. И даже мелкие предприятия, если они, скажем, пользуются благорасположением какого-нибудь начальства или выступают контрагентами компаний, которым потенциально грозят санкции.
Однако самый главный вопрос даже не в этом. Главный вопрос в том, а помогут ли эти экзотические меры, напоминающие строительство “мобилизационной” и какой-то полувоенной экономики, в защите от санкционного давления? Это зависит не только от того, сколь эффективно будут пресекаться утечки (это отдельная тема - создание соответствующего законодательства), но и возможностей той же финансовой разведки США отслеживать соответствующие трансакции. А они велики. И есть весьма серьезные опасения, что, учитывая современные технологии по отслеживанию и анализу, к примеру, big data, скрыть соответствующую информацию будет не так-то просто.
Нужно будет предпринять колоссальные усилия по маскировке огромного количества трансакций, контактов, участников сделок и т. д.
По сути, перевести существенную (если не бОльшую) часть экономики на осадное положение в буквальном смысле - со всеми вытекающими последствиями для работников соответствующих предприятий.
Надо также учесть еще и то обстоятельство, что подавляющее большинство российских стратегически важных компаний либо зарегистрированы в офшорах, либо имеют офшорные компании-парт­неры. Перевести их всех из офшоров нереально (уже пытались - затея провалилась). Это значит создать вообще принципиально другую экономику. А надеяться, что американские финансовые разведчики через офшоры не смогут отслеживать следы тех или иных “непубличных сделок”, по меньшей мере наивно.
Наконец, последнее соображение. А что, собственно, помешает тем же американцам вводить санкции не по факту подтверждения сомнительных, с точки зрения их санкционной политики, сделок, а просто по факту наличия подозрения? Они разве нам что-то должны будут доказывать в этом случае?
Собственно, одного этого последнего соображения вполне достаточно, чтобы разрушить всю аргументацию Минэкономразвития, приведенную в обоснование предлагаемых мер.
Впрочем, все прекрасно понимают, что есть аргументация, которая в данном случае не произносится вслух. И именно этой непроизносимой части обоснования многие особо приближенные к разделу пирога будут чрезвычайно рады. Сокрытие информации публичных компаний, используя поводом защиту от американских санкций, на самом деле объективно направлено на построение “экономики для своих”.
Газета.Ru

Кстати

Не любишь Родину? На нары!

В российскую Госдуму внесли проект об ответственности за поддержку западных санкций. Разработанный документ предлагает дополнить УК России новой статьей. По ней предусмотрено уголовное наказание за исполнение в России западных санкций, а также за совершение любых “умышленных действий”, способствующих введению санкций.

Согласно законопроекту такого рода действия российские парламентарии предлагают наказывать штрафом от 500 до 600 тыс. руб. ($8-9 тыс.) либо лишением свободы на срок от трех до четырех лет, либо принудительными работами на тот же срок.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что он направлен на защиту интересов и безопасности России, прав и свобод граждан страны, а также прав и законных интересов российских юридических лиц, пострадавших от санкций со стороны США и других иностранных государств.
Законопроект был поддержан правительством. В отзыве Верховного суда РФ на этот документ также указано, что высшая судебная инстанция страны “замечаний и возражений концептуального характера” к нему не имеет.
Кстати, напомним, 13 апреля в Госдуму был внесен проект другого законопроекта - об ответных мерах на введенные в начале апреля санкции США. Документ не предполагает немедленного введения ответных санкций, а лишь очертит рамки для возможных мер, выбирать из которых предстоит президенту.
Из-за общественного резонанса из текста законопроекта решили исключить запрет на импорт в Россию лекарств из США и других стран, поддержавших введенные ограничения. Убрали и пункт о запрете работы в России иностранных специалистов, как позже выяснил РБК. Эти изменения будут внесены ко второму чтению. Рассмотрение законопроекта о противодействии американским санкциям в первом чтении намечено на сегодня, 15 мая.
РБК

Поделиться
Класснуть