1824

Судебный тупик

Почему Евросоюз может ввести санкции против Польши 

Министры ЕС уже в июне обсудят возможность введения санкций в отношении Польши за “угрозу европейским ценностям”. Накануне первый зампред Еврокомиссии Франс ТИММЕРМАНС (на снимке) заявил, что Варшава фактически проигнорировала рекомендации Евросоюза касательно судебной реформы в Польше, которая, как считают в Брюсселе, является попыткой подчинить судебную власть исполнительной. В качестве “наказания” Польшу могут лишить права голоса в Совете ЕС.

Или наказание, или компромиссы...

Европейские министры согласовали дату слушаний по поводу запуска санкционной процедуры в отношении Польши, они встретятся 26 июня. Причиной стала реформа польских властей, которая, как считают в Брюсселе, ущемляет независимость судебной системы в стране.
Европейская редакция газеты Politico отмечает, что решение дипломатов ЕС провести слушания по запросу Еврокомиссии свидетельствует о том, что Брюссель так и не увидел со стороны Варшавы достаточных усилий по урегулированию ситуации с судами.
Выступая на пленарном заседании Европарламента в среду, 13 июня, первый зампред Еврокомиссии Франс Тиммерманс заявил, что Польша фактически проигнорировала требования Евросоюза касательно судебной реформы.
“Я вынужден с сожалением сообщить, что в целом, несмотря на законодательные изменения, обозначенные Еврокомиссией, ключевые обеспокоенности не были учтены”, - констатировал чиновник.
Главная претензия ЕС относится к закону о Верховном суде, который должен вступить в силу с 3 июля. Особенно беспокоит европейских министров тот факт, что после этого польские власти смогут отправить на пенсию около 40% судей Верховного суда. Между тем в Варшаве утверждают, что изменения полностью законны и являются внутренним делом Польши, в которое не должен вмешиваться Евросоюз.
В декабре 2017 года Еврокомиссия инициировала запуск дисциплинарной процедуры в отношении Польши в соответствии с 7-й статьей Лиссабонского договора о ЕС. Страну обвинили в отходе от европейских демократических ценностей и попытках установить политический контроль над судебной властью.
Тогда же власти Польши получили от исполнительной коллегии Евросоюза четыре рекомендации, которые позволили бы Варшаве привести законодательство в соответствие с юридическими нормами, действующими в Европейском союзе.
По словам доцента кафедры европейского права Московского государственного института международных отношений (МГИМО) Николая ТОПОРНИНА, можно ожидать, что Евросоюз все же задействует санкционные механизмы в отношении Польши - например лишит страну права голоса в Совете Европы. При этом эксперт отмечает, что на первом этапе эти меры могут быть введены на небольшой срок.
“Наверное, ему (Евросоюзу. - Ред.) будет сложно пытаться с ходу ввести какие-то жесткие санкции, все-таки они попытаются опять найти компромиссы и заставить поляков видоизменить систему формирования судов. Но мы наблюдаем за этой ситуацией второй год, и ничего не меняется, поэтому сложно ожидать, что Варшава изменит свою позицию”, - рассуждает Топорнин.

Что не так с польскими судами

Конфликт Брюсселя и Варшавы по поводу судебной реформы в Польше начался еще в 2016 году, когда польские власти только начали вносить изменения в законодательство.
15 декабря 2017 года сенат Польши одобрил законы о Верховном суде и Национальном судебном совете, они предусматривают возможность внесения жалоб на решение суда любого уровня в Верховный суд, а также устанавливают пенсионный возраст для судей на уровне 65 лет. Продлить срок своих полномочий судьи могут, написав обращение на имя президента.
Именно тогда Еврокомиссия активировала 7-ю статью Лиссабонского соглашения, объявив, что Варшава пытается подчинить судебную власть исполнительной. Упомянутая статья предусматривает возможность применения внутренних санкций за “серьезное нарушение европейских ценностей”.
Демократические принципы Евросоюза, в попрании которых обвиняют Варшаву, перечислены во 2-й статье того же документа. В случае с Польшей основой претензий Евросоюза стало несоблюдение принципов верховенства права и разделения властей.
Стоит отметить, что для запуска санкционного механизма в отношении Польши потребуются голоса как минимум 22 из 27 государств - членов Евросоюза.
С конца прошлого года противостояние Варшавы и Брюсселя неуклонно нарастало. В январе 2018 года председатель Европейского совета Дональд ТУСК даже выразил мнение, что Польша может выйти из Евросоюза в том случае, если перестанет получать дотации из еврофонда. “Я могу с легкостью представить ситуацию, когда Польша окажется среди чистых доноров, тогда правительство Польши может решить, что настало время спросить поляков, хотят ли они, чтобы Польша продолжила оставаться в ЕС”, - отметил Туск в интервью польскому изданию Tygodnik Powszechny 18 января.
Стоит отметить, что сам Туск - поляк, в 2001 году он стал одним из основателей польской либерально-консервативной партии “Гражданская платформа”. В 2007 году “Гражданская платформа” одержала победу на выборах в парламент, а Туск был назначен премьер-министром. На посту главы польского кабмина он оставался до 2014 года, после чего сложил с себя премьерские полномочия, получив назначение в Евросовете.
Эксперт Николай Топорнин отметил, что для Дональда Туска нынешняя ситуация особенно тяжела. “У него очень сложные отношения с Ярославом КАЧИНЬСКИМ и вообще с руководством партии “Право и справедливость” (правящая партия Польши. - Ред.). И у него уже наступил последний срок на посту председателя Евросовета, после чего он будет возвращаться в Польшу. Он серьезный оппонент для польских властей, и те, вероятно, постараются впоследствии использовать нынешний конфликт Варшавы и Брюсселя против него”, - считает Топорнин.

Все упирается в деньги

Напряжение в отношениях между Брюсселем и Варшавой существует довольно давно, и Польша во многом намеренно вызывает вопросы у европейского руководства.
Буквально недавно стало известно, что Варшава в обход структур ЕС и НАТО предложила Вашингтону заплатить до $2 млрд. за размещение на своей территории постоянной американской военной базы.
При этом в стране уже и так присутствуют Вооруженные силы США, более того, в Польше расположен один из четырех многонациональных комбинированных батальонов НАТО.
Тем не менее польские власти обратились к Соединенным Штатам с предложением разместить американских военных на постоянной основе, Варшава даже готова за свой счет отстроить всю необходимую инфраструктуру, включая жилье, больницы, школы для детей военнослужащих и даже спортивные залы для их семей. Эти планы были изложены в письме польского военного ведомства, направленном в Пентагон 31 мая.
Инициатива Варшавы “из своего кармана” заплатить США $2 млрд. за военную базу выглядит странно, поскольку Польша до сих пор получает миллиарды евро поддержки из еврофондов. Так, в 2017 году страна получила от Евросоюза дотации в размере €7,7 млрд., рассчитанные на период до 2020 года, это почти 30% от общей суммы дотаций ЕС, выданных всем странам - членам Евросоюза, которые получили суммарно €23 млрд.
Между тем после пресловутого Brexit (выход Великобритании из состава ЕС) ситуация должна измениться, и Польша начнет отдавать в общеевропейский бюджет больше, чем получать.
Впрочем, темпы роста экономики Польши существенно превышают аналогичный показатель многих государств ЕС. По темпам экономического роста страна занимает 13-е место в рейтинге Всемирного банка.
Но, как ранее отмечал доцент кафедры политической истории МГИМО Кирилл КОКТЫШ, именно грядущее сокращение дотаций Евросоюза могло стать фактором, подстегивающим Варшаву к противостоянию с ЕС, ведь страна окажется в ситуации, когда привилегии заканчиваются, а обязанности остаются. “Польша вполне осознанно шла на конфронтацию с Брюсселем”, - подчеркивал экс­перт.
Газета.Ru

Поделиться
Класснуть

Свежее